Добрый старый усилитель брагина. Усилитель мощности ЗЧ (усовершенствованный вариант) Простой транзисторный усилитель брагина

Страница 2 из 2

Вариант усилителя Г. Брагина (переделан вход и стабилизатор питания ОУ заменены выходные транзисторы) прислал Basil

Рисунок печатной платы с размещением деталей , размер платы 140х101мм.

Описание:

Итак, печатка новая. Разработана очередная печатка, наиболее удачная. Стеклотекстолит 1.5мм, стандарт, односторонний. Печатка cпроектирована и расчитана на установку постоянных резисторов МЛТ (MF, CF и т.д.), мощность у не подписанных 0.25Вт. R37, R38 типа SQP (лучше купить заводские, чем мучатся с изготовлением самодельных). Конденсаторы плёночные полипропиленовые (C1 - К78-2, С10,11 - К78-31). С3,12,13 - керамика (NPO), остальные К73 (С4,С5 подходящие по размерам). ОУ можно заменить на LF411 и подобные. Родной по схеме К574 ставить не рекомендуется, ввиду опасности потери устойчивости. Резисторы желательно брать не более 5% допуска, чтобы не нарушать баллансировку плеч. R11-R15 подобрать с допуском 1%.

Транзисторы попарно подбираются по коэффициенту усиления (h FE , h 21). Особенно тщательно нужно подобрать транзисторы первого каскада, т.к. он задает смещение. На предвыход можно поставить пару от Hitachi 2SB649 и 2SD669, как VT7 и VT8 соответственно. VT5 и VT6 менять на более высокочастотные не стоит.

Ну и естественно настройка:
Перед включением ОБЯЗАТЕЛЬНО (!) проверить на возможные ошибки, а это капли олова между дорожками, непропаи, неправильные детали (бывает что путают резисторы). После тщательной проверки усилитель подключается к БП через мощные резисторы (2 Ватта минимум), Ом так по 20. Не забывать о предохранителях Проверяются контрольные точки (напряжение, указанное на схеме отностительно земли) и неналичие подпаленых деталей. Также оценивается нагрев резисторов по питанию, если они сильно греются, значит где-то коротит или очень большой ток покоя.

Ток покоя (замкнув вход на землю):

  1. Подбор диодов, это самый важный момент. Стоит подобрать диоды по минимальному прямому сопротивлению. Чем меньше, тем ниже будет ток покоя и легче его настраивать.
  2. После подбора диодов необходимый ток покоя выставлять подбором R13, сильно уменьшать его не стоит. 1.5кОма уже дают ток покоя порядка 70мА.
  3. Еще можно ток покоя менять подбором R27, R28. Но незначительно, нужно сильно менять номинал, например раза в два. В меньшую сторону не стоит.

Далее подключается сигнал на вход и проверяется работоспособность усилителя, и наличие неискаженного сигнала на выходе (презисторы по питанию не отключать!). Если все нормально, проверяется на нагрузке. При исправных деталях и аккуратном монтаже усилитель начинает работать сразу, требуется только настройка тока покоя. Но излишняя осторожность не помешает.

Для более устойчивой работы советую применить большие радиаторы, чтобы они могли с честью выдержать нагрев транзисторов. Изначально ток покоя должен быть около 200мА, но благодаря специальным ухищрениям описаным выше возможно выставить его в довольно широких пределах. Главное не перегружать компектующие. В моем усилителе применены игольчатые радиаторы И-110, 1100см кв. на канал.

Земля подключается в точку между С19 и С20. Земляной провод от колонок припаивается в эту же точку.

Для питания данного стереоусилителя используется трансформатор ТС-180-2 от лампового телевизора. Желательно поставить торроидальный трансформатор, он дает меньше наводок и имеет более высокий КПД. Но ТС легок в плане доставаемости и перемотки катушек, т.к. его сердечник легко разбирается. Можно применить и более мошный, например ТС-270,
усилитель получит больше свободы в плане мощности. Также рекомендуется увеличить конденсаторы фильтра БП (С19, С20), если требуется больее мощные и правильные низкие частоты.

Ответы на вопросы будут пополняться по мере поступления..

Схему этого усилителя вместе с печаткой (монтажной) я нашел в журнале радио года 1987. Автор усилителя Г. Брагин . Позже он модернизировал схему, добавив выходной мощности 20 ватт, при этом коэффициент гармоник снизился на порядок. Правда добавилось больше радиодеталей.

Я остановился на первом варианте усилителя. Мне захотелось собрать схему ну лет так восемь назад! Усилитель Брагина - далеко не единственное радиоэлектронное устройство, которое приходилось собирать. Однако именно дефицит компонентов необходимых для сборки УНЧ тормозил весь процесс. Ну и конечно, в течение времени я модернизировал, а точнее, со временем появлялась возможность замены наших отечественных компонентов - больших, на менее объемное. Естественно, размеры всей конструкции усилителя Брагина все время уменьшались.

Трудности начались, когда все детали были припаяны, но усилитель не работал должным образом, а конкретно, нужно было подобрать коэффициент усиления по параметрам КТ816Г(В) с КТ817Г(В), и выходные КТ819 и КТ818 с такими же буквами. Я и не мог даже подумать, что эти данные h21э так сильно отличаются от тех, которые написаны в справочных таблицах. То есть, я так понял, что транзисторы наши отечественные штампуют, не соблюдая никаких стандартов. Приходишь в магазин, где их продают со своим тестером и подбираешь. И чаще всего, скажу я вам, 200-400 разница ощутима, и этой разницы хватало для неправильной нестабильной работы усилителя Брагина . Транзисторы просто перегревались, не успевая толком поработать! Включаю питание и резистором R6, меняя сопротивление, добиваюсь необходимых показателей по напряжению - как указано в схеме усилителя. Все замечательно! Как только подаю на вход сигнал, ток покоя зашкаливает, транзисторы греются и, если продолжать, это все заканчивается тепловым пробоем. Когда, все же, после неоднократного дымка пришел к такому решению, проблема решилась. Сейчас знаю, что лучше сразу на месте подобрать - кто ж знал, что эти h21э так воздушны.

Буквально полгода назад финишная прямая - пятая модернизация усилителя Брагина . Корпус из листового дюралюминия, большие мощные диоды заменил на мостовые, которые намного меньше. Ёмкости были 10000 мкФ x 50 вольт, четыре штуки. Купил китайские 20000 мкФ x 63 В по размерам в пять раз меньше. Трансформатор стоит от лампового телевизора 250 ватт, двукатушечный. Вторичку перемотал. Хотел одно время поменять на тороидальный - так за 1000 руб, да еще придется вторичку перематывать - пусть уж так работает! А еще, чтобы большие радиаторы не ставить, хотя выходные транзисторы не сильно греются, относительно несильно, поставил принудительное охлаждение. 400 мм в квадрате - это без вентилятора на каждый транзистор, а так игольчатые по 150 мм на каждый. Нормально. Предварительный усилитель с регулировкой громкости и тембра на микросхеме TDA1524 собраны. По звучанию приятно - низы, средние и высокие частоты прослушиваются, мне нравится, просто балдею . Бомбоксы, которые имеются в продаже, рядом не стоят с УНЧ Брагина. Нет у них мягкого глубокого баса, да и выходная мощность не та. Для дома вполне достаточно, накрутив до половины, добавив по настроению того желаемого тембра. Просто приятно сушать!

Вот, добившись результата, что б мне еще хотелось - это, конечно, мощности усиления ватт до 200. Просмотрев набор схем усилителей на этом сайте из статьи УМЗЧ 125-200-500, заметил сходство. Последние выходные транзисторы биполярные или полевые. Собрав базовую схему, добавляя или уменьшая количество, меняется выходная мощность с соответствующим изменением питания. У меня появился вопрос. Возможно что-то подобное проделать применительно к усилителю Брагина ? Ну, скажем, с 80 до 200 Вт поднять мощность звука? Или лучше не заморачиваться, а сразу собрать готовый, подобрав по мощности? Будьте добры, посоветуйте.

Предлагаемый вниманию радиолюбителей усилитель ЗЧ имеет очень низкие коэффициенты гармонических и интермодуляционных искажений, он сравнительно прост, способен выдерживать кратковременное короткое замыкание в нагрузке, не требует выносных элементов термостабилизации тока транзисторов выходного каскада.

Основные технические характеристики:
Максимальная мощность на нагрузке сопротивлением 4Ом, Вт 80
Максимальная мощность на нагрузке сопротивлением 8Ом, Вт 45
Номинальное входное напряжение УМЗЧ, В 0,8
Входное сопротивление кОм 100…120
Относительный уровень шума дБ не более -90
Номинальный диапазон частот, Гц 20…20 000
Коэффициент гармоник при максимальной выходной мощности 80 Вт, %, на частоте:
1 кГц 0,002
20 кГц 0,004
Коэффициент интермодуляционных искажений, % 0,0015
Максимальная частота, на которой максимальная мощность снижается на 1 дБ, кГц 50
Скорость нарастания выходного напряжения (без конденсатора С2), В/мкс 40

Принципиальная схема усилителя показана на рис. 1. Изменения коснулись выходного каскада. Для увеличения его входного сопротивления в усилитель ЗЧ введены транзисторы VT1, VT2. Это облегчило работу ОУ DA1 и позволило обеспечить стабильное напряжение база-эмиттер транзисторов VT3, VT4 при изменении температуры. Кроме того, усилитель дополнен каскадом на транзисторах VT5, VT6, которые совместно с датчиками тока R33, R34 и выходными каскадами на транзисторах VT7-VT10 в режиме покоя образуют соответственно два генератора тока, что исключает отсечку эмиттерного тока транзисторов оконечного каскада и снижает коммутационные искажения. Последнее же, как известно, благоприятно сказывается на спектре гармоник.

Помимо указанных изменений в каждое плечо выходного каскада введена более глубокая местная ООС за счет увеличения сопротивления резисторов в эмиттерных цепях транзисторов VT3, VT4, что сделало выходной каскад более линейным. Так как резисторы R20, R21 подключены к датчикам тока R33, R34, то получается достаточно жесткая термостабилизация тока покоя транзисторов оконечного каскада (при колебаниях температуры теплоотводов выходных транзисторов от 20 до 90 °С ток покоя изменяется в пределах 150…180 мА). Наличие датчиков тока R33, R34, глубокой ООС по постоянному току и токоограничительных резисторов в базовых цепях транзисторов VT9, VT10 приводит к ограничению их коллекторных токов до приемлемого значения при коротких замыканиях в нагрузке.

Резистором R14 устанавливается симметрия плеч выходного каскада. Других изменений в усилитель не вносилось.

Нелинейные искажения измерялись осциллографом С1-68 с использованием генератора сигналов ЗЧ ГЗ-118 (Кг- около 0,002 %) и прецизионного двойного Т-моста, входящего в комплект генератора. Измерения проводились по методике, изложенной в статье Ю. Митрофанова «Экономичный режим А в усилителе мощности» (см. «Радио», 1986, № 5, с. 40-43).

Коэффициент интермодуляционных искажений измерялся по рекомендациям, которые даются в статье В. Костина «Психоакустические критерии качества звучания и выбор параметров УМЗЧ» (см. «Радио», 1987, № 12, с. 40-43), с использованием измерительной установки, показанной на рис. 2. Там же изображена полная измерительная схема.
Рис. 2

При испытании усилителя импульсным сигналом выбросов на выходном напряжрнии не наблюдалось.

О питании усилителя.

При испытаниях автор использовал нестабилизированный блок питания с фильтрующими конденсаторами емкостью 10 000 мкФ (50В). Заметного улучшения технических характеристик при питании от стабилизированного источника отмечено не было. При эксплуатации допустимо снижение напряжения питания до +20 и -20 В, естественно, с соответствующим подбором резисторов R12, R16 (ток через стабилитроны VD1, VD2 должен быть в пределах 10…12 мА). Максимальная выходная мощность при этих напряжениях питания снизится примерно до 12…13 Вт. Повышать напряжения питания сверх указанных в статье значений (+35 и -35 В) не рекомендуется, так как это приведет к значительному снижению надежности работы УМЗЧ.

Данные катушки L1.

Катушка L1 (индуктивность — 0.3 мкГн) намотана на корпусе резистора R35 (МЛТ-2) и содержит 12 витков провода ПЭЛ 0.8 мм.

Замена деталей.

Без ухудшения технических характеристик УМЗЧ возможна замена транзисторов КТ3107А (VT1, VT6) на КТ502В — КТ502Е; КТ3102А (VT2, VT5) — на КТ503В — КТ503Е; КТ639Д (VT7) и КТ961А (VT8) — соответственно на КТ626Б, КТ626В и КТ646А, КТ646Б; КТ819ГМ (VT9) и КТ818ГМ (VT10) — соответственно на КТ819В, КТ819Г и КТ818В, КТ818Г. Транзистор КТ3102А (VT3) можно заменить на КТ3102Б, а КТ3107А (VT4) на КТ3107Б. Вместо К574УД1Б можно применить К574УД1А. Заменой диодам КД105 (VD3, VD4) могут служить любые диоды серий Д220, Д223, КД522 и т.п.

При снижении напряжений питания вместо транзисторов с позиционными обозначениями VT1-VT6 можно применить КТ315В — КТ315Д и КТ361В — КТ361Д. В случае использования в оконечном каскаде транзисторов в платмассовых корпусах (серий КТ818, КТ819) между их теплопроводящими пластинами и теплоотводами необхдимо поместить медные прокладки диаметром 30 и толщиной 0,5…0,8 мм, смазанные теплопроводящей пастой.

Транзисторы VT7 и VT8 необходимо установить на теплоотводах с охлаждающей поверхностью не менее 40 см2.

Детали усилителя (за исключением транзисторов VT9, VT10 и предохранителей FU1, FU2) смонтированны на печатной плате (см.рис.3), изготовленной из фольгированного стаклотекстолита толщиной 1.5 мм. Плата рассчитана на установку постоянных резисторов МЛТ, подстроечного СП3-38а, конденсаторов К53-1 (C3, C4, C6, C7), К50-6 (C13, C16), КД-1 (C5), К73-11 (C12, C15) и КМ (остальные). Емкость блокировачных конденсаторов Cбл (также KM), шунтирующих стабилитроны VD1, VD2, — 0.1 мкФ. Резисторы R33 и R34 изготовленны из отрезков нихромового провода диаметром 0.8 мм. Для подключения к транзисторам оконечного каскада и источнику питания применен соединитель МРН-32.
Радио № 12 1990г.

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу:

Усилитель брагина на импорте

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио - аппаратуры:


  • Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
  • Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.

Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:

  • Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
  • Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
  • Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто - чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов - 0,1%.
  • Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.
  • Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.

Следует помнить: изготовление качественных усилителей - трудоемкий и высокотехнологичный процесс, соответственно, слишком низкая цена при достойных характеристиках должна Вас насторожить.

Классификация

Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:

  • По мощности. Предварительный - своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.

Важно: первичное преобразование и обработка сигнала происходит именно в предварительных усилителях.

  • По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
  • По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы - А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
  • По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.

Внимание: изучение технических составляющих покупки, конечно, необходимо, но зачастую решающим фактором является элементарное прослушивание аппаратуры по принципу звучит-не звучит.

Применение

Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:

  1. В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi - fi.
  2. Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.
  3. В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
  4. В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот - от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.

Таким образом, чтобы долгое время наслаждаться чистым и качественным звуком, целесообразно заранее изучить все многообразие предложений и подобрать вариант аудио аппаратуры, максимально отвечающий Вашим запросам.

Предлагаемый УМЗЧ (рис. 1) построен на базе операционного усилителя КР544УД2.

Операционный усилитель DA1 питается через транзисторы VT1 и ѴТ2, которые снижают напряжения питания до значений, задаваемых делителями R3, R4 и R5, R6. Напряжения смещения транзисторов ѴТЗ, ѴТ4 определяются падением напряжения на резисторах R8, R9. В случае необходимости DA1 может быть отбалансирован при помощи делителя R14, R15.

Рис. 1. Схема УМЗЧ

Ток покоя предоконечных транзисторов ѴТЗ, ѴТ4 определяет напряжение смещения на резисторах R11, R12 (0,35...0,4 В), которое при малых уровнях сигналов поддерживает транзисторы VT5, VT6 в закрытом состоянии даже при повышении напряжения питания на 10...15% или перегреве на 60...80°. Резисторы R11, R12 одновременно стабилизируют режим работы предоконечного каскада ѴТЗ, ѴТ4, создавая местные отрицательные обратные связи (ООС) по току. Общая ООС по напряжению формируется делителем R7, R10.

Основные параметры УМЗЧ

Фильтры низких частот R2, С2 и R13, С7 с частотами среза в области 60 кГц предотвращают самовозбуждение усилителя на высоких частотах. Конденсаторы С5, Сб корректируют фазочастотную характеристику предоконечного и оконечного каскадов. Катушка L1 повышает стабильность работы усилителя при работе на нагрузку, обладающую повышенной реактивностью.

Сборка и монтаж

При сборке конструкции необходимо пользоваться паяльником с хорошей изоляцией и мощностью не более 40 Вт. Чертеж печатной платы УМЗЧ приведен на рис. 2, а сборочный чертеж - на рис. 3.

Порядок сборки следующий: перемычка S1, резисторы, конденсаторы, катушка L1, операционный усилитель (DA1), транзисторы ѴТ1 ...ѴТ4, после предварительной регулировки - транзисторы ѴТ5, ѴТ6. Бескаркасная катушка L1 содержит 10 витков любого медного обмоточного провода диамет 1 ...2 мм. Ее наматывают на временной оправке диаметром 4...6 мм, например на тонкой шариковой ручке или карандаше.

Рис. 2. Печатная плата

Рис. 3. Сборочный чертеж

С целью минимизации нелинейных искажений транзисторы VT3...VT6 должны подключаться к печатной плате проводниками длиной не более 50 мм. Оптимальная конструкция УМЗЧ приведена на рис. 3. С помощью двух уголков плату привинчивают к теплоотводу, а транзисторы впаивают непосредственно в плату. Удобнее всего это делать в следующей последовательности:

Разметьте теплоотвод, просверлите необходимые отверстия и нарежьте в них резьбу М3. Конструкция теплоот-вода может быть произвольной, однако площадь его поверхности для максимальной выходной мощности 60 Вт должна быть не менее 500 см2;

Привинтите плату к теплоотводу;

Установите транзисторы ѴТЗ, ѴТ4 в соответствующие отверстия платы, после чего привинтите их к теплоотводу, а затем припаяйте их;

После предварительной регулировки аналогично смонтируйте транзисторы ѴТ5, ѴТ6;

После этого припаяйте провода для подключения питания и нагрузки сечением не менее 0,5 мм2.

Наладка

Для наладки усилителя необходимы осциллограф, низкочастотный генератор, тестер, эквивалент нагрузки и биполярный источник питания с выходным напряжением ±30 В при токе нагрузки не менее 4 А.

Высокая стабильность УМЗЧ позволяет питать его от простейшего нестабилизированного источника питания. Питание на усилитель при его регулировке и эксплуатации подают через предохранители на 5 А. Регулировку начинают при отключенных транзисторах ѴТ5, ѴТ6 и закороченном входе (точки 1 и 2 соединены).

К выходу УМЗЧ без нагрузки подключите осциллограф в режиме максимальной чувствительности и кратковременно подайте питание. Если на выходе нет переменного напряжения, т.е. усилитель не возбуждается, замерьте режимы работы ѴТЗ, ѴТ4; напряжения на выводах 7 и 4 DА1. Они должны быть в пределах 13,4... 14 В и отличаться между собой не более чем на 0,3 В. Падения напряжения на резисторах R11, R12 должны быть в пределах 0,35...0,4 В. Если они отличаются больше чем на 10%, необходимо подобрать резисторы R8, R9. При этом их новые значения по-прежнему должны быть примерно равны между собой.

В случае самовозбуждения усилителя следует увеличить емкости конденсаторов С5, Сб, либо, разрезав дорожку, соединяющую выводы 1 и 8 DA1 подпаять к ним конденсатор типа КМ-5 емкостью 5...10 пФ.

Измерьте постоянное напряжение на выходе и, если оно превышает 30 мВ, отбалансируйте DA1. Для этого впаяйте переменный резистор сопротивлением 100...200 кОм вместо резисторов R14 и R15 (средним выводом в точку их соединения с выводом 7 DA1). Вращением оси этого резистора добейтесь нужного значения выходного напряжения, замерьте полученные величины сопротивлений и впаяйте соответствующие постоянные резисторы R14 и R15. Нежелательно использовать в качестве балансировочного подстроечный резистор - вследствие старения этого резистора возможно нарушение балансировки усилителя в процессе его эксплуатации.

Установите на теплоотвод и на плату транзисторы VT5, VT6. Кратковременно подав питание, убедитесь, что УМЗЧ не возбуждается.

Подключите к выходу УМЗЧ резистор сопротивлением 16 Ом мощностью 10...15 Вт, и подайте от генератора на вход (точки 1 и 2 разъедините) сигнал с уровнем 0,05 В частотой 1 кГц. Постепенно увеличивая уровень входного сигнала до 1,0 В, проверьте симметричность ограничения обеих полуволн синусоиды.

При необходимости, окончательной балансировкой DA1 добейтесь минимального постоянного напряжения на выходе УМЗЧ.

Подключите номинальную нагрузку- резистор сопротивлением 4...8 Ом мощностью не менее 50 Вт (например реостат) - и еще раз измерьте основные характеристики УМЗЧ.

После окончательной регулировки подключите источник музыкального сигнала и реальную акустическую систему.

Для работы усилителя мощности от источников сигнала со стандартным линейным выходом 250 мВ (магнитофон, проигрыватель и т.п.) следует использовать предварительный усилитель с возможностью регулировки громкости и тембра.

Если источник входного сигнала собран по схеме с однополярным питанием, при включении усилителя могут прослушиваться «щелчки» в акустических системах. Для устранения этого явления можно собрать схему задержки подключения акустической системы и защиты динамиков от короткого замыкания, например по схемам, приведенным в .

Литература:

  1. Радио, 1990, №8, с.63.
  2. Радио, 1991, №1, с.59.
  3. Радио, 1992, №4, с.37.

 

Возможно, будет полезно почитать: