Католическая месса в истории мировой музыкальной литературы. Месса (музыка) Месса какая эпоха

фр. messe, от лат. missa) - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

Смысл римской мессы был сформулирован в максиме V века «legem credendi lex statuat supplicandi», преобразовавшуюся в «lex orandi, lex credendi». Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии - полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов - жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» - «Comes librorum» или «Liber comitis».

Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий. Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префации и т. д.). Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже - гимнарий (или «liber antiphonarius» [«responsalis», «sequentialis»]). В конце IV века Амвросий Медиоланский в собрании наставлений для новокрещенных, озаглавленном «De sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы (слова «quam oblationem», то есть молитва перед консекрацией). В то же время из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Геласия и Григория, хотя их авторство не доказано. Древнейшим из них является сакраментарий Льва («Sacramentarium Leonianum»), сохранившийся в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви того или иного диоцеза или местности, но не включавшие канон. Но древнейшим римским миссалом считается сакраментарий Геласия, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных месс. Праздники в нем к тому же были расположены в соответствии с литургическим годом. Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.

Понтификат Григория Великого стал крупной вехой в истории римской мессы. В ходе его реформы число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трех - коллектa, секретa и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur». В то же время был создан знаменитый григорианский хорал. Чин в миссале Пия V 1570 г., если не считать небольших дополнений, очень точно соответствует порядку, установленному Григорием. Григорианский сакраментарий лег в основу многих поздних, из которых основной - Адриановский, созданный Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы. Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г. «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.

Миссал Пия V был приведен в соответствие с требованиями Тридентского собора и стал называться «Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям cвятого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса. Адриан Фортескье, автор «Описания церемоний римского обряда», в 1912 г. заметил: «Нет сомнений в том, что в каждой реформе можно найти то, что кто-то предпочел бы не менять. Но справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохраненной миссалом Пия V».

После этого было несколько ревизий, но до Второго Ватиканского собора они не имели большого значения. Таковы были в частности бреве Климента VIII «***** sanctissimum» от 7 июля 1604 г. и «Si quid est» Урбана VIII от 2 сентября 1634. Ватиканский градуал 1906 г. стал содержать возрожденные формы напевов, используемые целебрантом, которые должны быть включены в миссал. В 1969 г. была провозглашена ревизия, опубликованная в римском миссале в 1970 г. Она включала 2 небольших заголовка - «Ordo missae» («Порядок мессы») и «Institutio generalis missalis Romani» («Общее руководство римского миссала»). В 1975 и 2000 Иоанн Павел II сделал еще несколько небольших ревизий.

Предварительной фазой мессы является омовение рук перед прикосновением к приношениям, о котором Фома Аквинский заметил: «Мы не привыкли прикасаться к каким-либо ценным вещам, кроме как чистыми руками; так не подобает же и к столь великому таинству приближаться с руками замаранными». Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). После этого обычно поются посвященные покаянию «Confiteor» и «Kyrie eleison». По воскресеньям, кроме постных периодов и некоторых праздников, после этого поется «Gloria», завершающая вступительную часть мессы.

Современный чин мессы

o начальные обряды;

o гимн «Слава в вышних Богу» («Gloria») (только по воскресеньям, на торжествах и праздниках и опускается на Адвенте и Великом посте);

o коллекта;

* литургия Слова:

o Первое чтение из Библии (по воскресеньям - из Ветхого Завета, во время Пасхи - из «Деяний апостолов»);

o респонсориальный псалом;

o Второе чтение из Нового Завета (только по воскресеньям и на важных праздниках);

o «Аллилуйя»;

o чтение Евангелия;

o проповедь;

o Символ веры (по воскресеньям и на торжественных мессах);

o Молитва верных;

o воскурение ладана;

* Евхаристическая Литургия:

o приготовление алтаря и даров (офферторий);

o молитва над дарами;

o евхаристическая молитва (анафора):

Префация;

+ «Свят, свят, свят» («Sanctus, sanctus, sanctus»);

Эпиклеза;

Тайноустановительные слова;

Аккламация;

Завершающая доксология;

o молитва «Отче наш»;

o знак мира;

o преломление хлеба и чтение «Agnus Dei» («Агнец Божий»);

o причащение;

o молитва;

* завершающий обряд (благословение участвовавших и окончание мессы).

Тридентский чин

В Тридентской мессе используются 2 чина - для катехуменов и собственно верующих. В motu proprio «Ecclesia Dei» Иоанн Павел II подчеркнул важность сохранения Тридентской мессы для практикующих ее отправление.

Для катехуменов:

* приготовление и акты покаяния:

o окропление святой водой при чтении псалма 51 (9,3);

o крестное знамение у подножия алтаря;

o молитвы «Introibo ad altare Dei» и «Iudica me» из 43-го псалма;

o обряд покаяния («Confiteor»);

o молитва на основе некоторых библейских пассажей (Быт., 26:33, 34; 1 Цар., 6:16 и 8:6, 2 Хроник , 3:8, Иез., 41:4 и др.);

o интроит;

* Символ веры:

o коллекта;

o чтение посланий святого Павла;

o чтение градуала и «Аллелуйя»;

o чтение Евангелия с предварительной краткой молитвой на основе Ис., 6:6;

o проповедь;

o чтение Никейского символа веры.

Для верующих:

* офферторий, где играется антифон и преломляется хлеб и вино:

o воскурение ладана над дарами и среди верующих и чтение псалма 25 (26):6-12;

o молитва святейшей Троице;

o молитва «Orate fratres» и секрет;

* консекрация и акты благодарения и надежды:

o префация канона;

o чтение правила консекрации, включающee воскурение ладана;

o приготовление к консекрации;

o собственно консекрация;

o приношение символической жертвы;

o напоминание о воскрешении мертвых;

o «аминь», завершающий вторую часть;

* причащение:

o молитва «Libera nos»;

o преломление хлеба на 3 части;

o «Agnus Dei»;

o молитва за мир («pax»);

o приготовление к причащению;

o получение святых даров и чтение молитвы на основе Мат., 8:8;

* благодарение:

o молитвы;

o играние антифона;

o традиционные слова «ite, missa est» и благословение;

o чтение Ин., 1:1-14;

o молитвы «Ave Maria», «Salve Regina» и святому архангелу Михаилу;

o кантика на основе Дан., 3.

Места, предназначенные для богослужения; их структура и отдельные элементы.

Примечание: Следует учитывать отличие устройства храмов, построенных или перестроенных после литургической реформы II Ватиканского Собора, и храмов, сохранивших дореформенный интерьер. Прежде всего это отличие было обусловлено рекомендацией служить Мессу лицом к народу, что потребовало изменения формы алтаря и его расположения.

алтарная преграда – невысокая преграда, отделяющая пресвитерий от остального пространства храма.

алтарная сень, надалтарная сень – на алтарях старого типа – навес на четырех колоннах над дарохранительницей.

алтарь, престол – стол (до литургической реформы сер. ХХ в. имевший довольно сложную форму), предназначенный для некоторых важнейших священнодействий, прежде всего – Евхаристии: именно него возлагаются хлеб и вино, которые во время Мессы пресуществляются в Тело и Кровь Христа.

амвон – место (зачастую на некотором возвышении) непосредственно у алтаря или в алтарной части храма с подставкой для книг. С амвона читается Священное Писание, произносится проповедь, а также ведутся некоторые части богослужений.

вотивная доска, таблица – доска или таблица, установленная в храме частным лицом или группой людей по обету (обычно содержит упоминание имени этого лица, посвящение Господу, Богородице или кому-то из святых, а также упоминание ситуации – например, исцеление от болезни и т.п.). Бывают также вотивные изображения, установленные в храме также по обету. (Взамен этого слова – довольно неблагозвучного, хотя и усвоенного русским искусствоведением, – можно говорить: доска, таблица, изображение по обету).

дарохранительница – место, где постоянно хранится освященный Хлеб – Тело Христово. Будучи местом реального присутствия Самого Христа, д. по праву почитается живым сердцем храма. Входя в храм, верующие воздают поклонение Христу, преклоняя колени перед Ним, сокрытым под видом Хлеба в дарохранительнице. В храмах, сохранивших дореформенный облик алтарной части, д. находится в центре алтаря, представляя собой своего рода шкаф с дверцей (или дверцами). В новое время в храмах и часовнях дарохранительница может быть нишей с дверцей в стене алтарной части храма или шкатулкой, крепящейся в пресвитерии на стене или колонне, либо стоящей непосредственно на алтаре.

исповедальня – место или помещение для исповеди. Традиционная исповедальня представляет собой деревянную кабину с сидением для священника, по обе стороны которого – закрывающиеся окошки, занавешенные, как правило, непрозрачной сеткой; у каждого окошка с внешней стороны – место (обычно частично или полностью отгороженное от окружающего пространства) для исповедующегося, который коленопреклоненно совершает исповедание грехов. Подобное устройство исповедальни позволяет, с одной стороны, сохранять инкогнито исповеди, а с другой, способствует ощущению исповедания грехов Богу, а не священнику, который только свидетель исповеди. Исповедальней может считаться и простая маленькая перегородка, по одну сторону которой садится священник, а по другую встает на колени исповедующийся. В последнее время все чаще в храмах устаиваются отдельные комнаты для исповеди, которая, по желанию исповедующегося и согласию священника, может проходить сидя лицом к лицу; к такой комнате также вполне применимо слово “исповедальня”.

кафедра – в храмах, сохранивших дореформенный облик, возвышение в алтарной части либо в примыкающей к пресвитерию части центрального нефа (см.) для проповеди; имеет вид небольшого балкона с ведущей к нему лестницей.

кафедральный собор – главный храм епархии, в котором находится кафедра епископа (см. ниже).

крещальня – помещение для крещения.

молитвенная скамейка – скамья для коленопреклонений.

неф – продольное пространство в храме. Наиболее традиционная структура храма – трехнефная. В таком случае центральный из нефов называется главным нефом (он завершается пресвитерием), а нефы по обе стороны от него – боковыми нефами. Как правило, главный неф отличается от боковых большей длиной и большей высотой потолка. Главный неф часто бывает отделен от боковых колоннами или арками. Боковой неф, в котором есть алтарь (при наличии основного алтаря в главном нефе) называется приделом.

предстоятельское место, место предстоятеля, – сидение, на котором восседает во время богослужения предстоятель (священник, возглавляющий это богослужение).

пресвитерий, алтарная часть [храма] – та часть храма, в которой во время богослужения находится духовенство. В алтарной части храма установлен алтарь.

притвор – передняя часть храма, находящаяся, как правило, в прямо противоположном пресвитерию его конце.

реликварий – сосуд, шкатулка или саркофаг, в котором находятся почитаемые верующими реликвии: мощи (кости) святых, принадлежавшие святым вещи и др.; реликварий, содержащий именно мощи святых, может называться также "мощехранительницей".

ризница – комната вблизи пресвитерия для подготовки духовенства и алтарников к богослужению, а также хранения богослужебных облачений, книг и предметов утвари. (Следует избегать замены этого слова, веками существовавшего в русском языке, латинским “сакристия”, которое вдобавок нередко искажается “закристия”, “закристье” и т.п. Впрочем, забавно, что кое-где это слово видоизменилось благодаря народной этимологии: так, некоторые произносят его как “закрестье” и даже “захристье” – вероятно, имея в виду то, что на алтаре пребывает крест или Христос, а ризница где-то позади).

сакрарий – непопираемое место в храме или близ него для захоронения частиц и остатков священных предметов и веществ (например, евхаристического Хлеба и Вина).

святыня – нечто, почитаемое верующими: храм, священное изображение, гробница святого, реликварий, место, где совершилось чудо, и т.п.

сосуд с освященной водой, кропильница – сосуд при входе в храм, из которого верующие окропляют себя освященной водой (“кропильницей” называется также переносной сосуд с освященной водой, в который священнослужитель при окроплении народа или тех или иных предметов окунает кропило).

трон епископа, кафедра епископа – в кафедральном соборе кресло, на котором восседает епископ во время богослужения. (Кафедрой епископа называют также город, в котором находится кафедральный собор данной епархии и резиденция правящего епископа).

хоры – балкон (обычно, над притвором), на котором располагается хор.

франц. messe, от позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa, нем. Messe, англ. mass

Как музыкальный жанр - циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на текст определённых разделов одноименного главного богослужения католической церкви (в православной церкви ему соответствуют обедня, литургия). M. как богослужение совершается на лат. языке. Символич. смысл М. связан с обрядом "превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса". Нек-рые разделы М. читаются или речитируются (молитвы), др. поются (священные песнопения, исполняемые соло и хором). Последние в свою очередь распадаются на 2 типа, составляя соответственно missa ordinarium (обычную мессу) и missa proprium (особую мессу). Missa proprium - песнопения, посвященные определённым воскресным и праздничным дням. Состав этих песнопений зависит от того, в какой день совершается богослужение; при каждом очередном богослужении он обновляется. Missa ordinarium - это постоянно присутствующие в М. песнопения. Их всего пять (названия определяются начальными словами текста):

1) Kyrie eleison (Господи, помилуй),
2) Gloria (Gloria in excelsis Deo - Слава в вышних богу),
3) Credo (Credo in unum Deum - Верую во единого бога),
4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth - Свят господь бог Саваоф) и Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini - Благословен грядущий во имя бога),
5) Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollis peccata mundi - Агнец божий, взявший на себя грехи мира).

В нек-рых частях М. иногда выделяются более или менее самостоятельные разделы. Так, в Credo месс 19 в. нередко обособляются разделы "Et incarnatus" ("И воплотился в человека, рождён от святого духа и девы Марии"), "Crucifixus" ("И был распят и погребён"), "Et resurrexit" ("И воскрес"). Последняя часть М. "Agnus Dei" кончается словами "Dona nobis pacem" ("Даруй нам мир"). В старой М. (до 15 в.) была принята и 6-я часть: "Ite, missa est" ("Идите, служба окончена").

Песнопения missa proprium - это

1) Introitus (Antiphone ad introitum) - антифон, исполняющийся в то время, когда священник идёт к алтарю (introitus - букв. вступление, вход),
2) Graduate (Responsorium graduale, см. Градуал),
3) Alleluja (см. Аллилуйя), временами вместо этого песнопения вводится Tractus (см. Трактус) или секвенция,
4) Offertorium (Antiphone ad Offertorium, см. Офферторий),
5) Communiо (Antiphonа ad communionem) - песнопение, исполняющееся во время причастия (communio - букв. соучастие, общность). Они имеют более древнее происхождение и восходят к псалмам.

Части missa ordinarium сложились позднее; по-видимому, ранее всего возникло Sanctus, затем Kyrie, Gloria, Agnus Dei, Credo.

Пение в M. было двух типов: псалмодическоо (в характере речитативного произношения текстов) и гимническое, отличавшееся мелодически-распевным характером. Общей муз. основой М. в ср. века служил григорианский хорал (см. Григорианское пение). В гимнич. разделы, однако, проникали и нар.-песенные интонации. Отношение церкви к этому было двойственным: с одной стороны, нар. музыка изгонялась как нечто суетное, отвлекавшее верующих от молитвы, с другой - она использовалась как средство привлечения паствы. Песенное начало более всего сказывалось в missa ordinarium, т.к. первоначально (до 9 в.) в её исполнении принимала участие община верующих. В Kyrie применялись мелодии троп, Gloria и Credo вначале были псалмодическими, со временем стали мелизматически-изукрашенными.

М. как циклич. муз. произв. включает в себя только 5 частей missa ordinarium, к-рые разрабатывались разл. композиторами в виде единых циклов.

Первоначально М. была одноголосной; в 14 в. появляются ранние многоголосные обработки сначала отд. частей, затем и всего цикла missa ordinarium. Первая дошедшая до нас месса, созданная одним автором, это четырёхголосная М. (1364) Г. де Машо. В ранних полифонич. М. обычно использовалась литургич. мелодия, служившая саntus firmus и чаще всего помещавшаяся в осн. голосе произведения - теноре (см. Тенор (1), отсюда назв. теноровая месса), но также и в дисканте, где она мелизматически разукрашивалась, и в др. голосах. Отд. части создавались с соблюдением единого ритма и единого текста во всех голосах (с применением литургич. мелодии или без неё). Нередко единый cantus firmus связывал все части М. С сер. 15 в. всё большее значение в М. приобретает имитация, так что интонации cantus firmus"а начинают пронизывать все голоса. В качестве cantus firmus со временем стали применять и светские мелодии, вплоть до постановления Тридентского собора (с 1550), запретившего подобную практику. Позднее возникает свободная полифонич. М. Порой в М. переносилась целиком музыка светских вок. произв., приспосабливавшаяся к канонич. тексту частей М. (т.н. пародийные мессы). Создавались и неполные мессы, состоявшие только из двух частей - Kyrie и Gloria, и получившие название коротких месс (лат. missa brevis), в отличие от к-рых полные стали именоваться торжественными М. Короткие М. в особенности характерны для протестантской церкви, к-рая не приняла "полной" католич. М. В эпоху Возрождения М. являлась наиболее крупным и монументальным жанром муз. иск-ва. Виднейшие композиторы разл. нац. школ - английской (Данстейбл), нидерландской (Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо), римской (Палестрина), венецианской (А. Вилларт, Дж. Габриели), испанской (Т. Л. де Виктория) - создавали в огромном количестве М. для хора a cappella, где средствами полифонии "строгого стиля" с использованием приёмов имитации выражали глубочайший мир человеческих переживаний - скорбно- лирических, экспрессивно-драматических, ликующе-восторженных, возвышенно-созер- цательных. Т.о., музыка месс по содержанию оказалась шире их канонического литургич. текста.

На рубеже 17 в., с развитием проф. светской музыки М. уступила ведущее положение опере. Однако она продолжала существовать наряду с оперой. Величайший оперный драматург 17 в. К. Монтеверди писал и мессы. На М. стали оказывать влияние оперный и концертный стили - последний в связи с развитием разл. жанров инстр. музыки (соната, концерт, сюита). Всё большее значение в М. приобретает сольное начало (сольные вок. партии), многохорность, помимо певческих голосов привлекается инстр. сопровождение (орк., орган). Наряду с полифонич. частями появляются и выдержанные в гомофонно-гармонич. складе (в особенности сольные арии). Такого рода М., несмотря на литургич. текст, больше соответствует обстановке конц. зала, чем церкви. Многие композиторы 18 в. в разл. странах обращались к жанру М. Возникали новые разновидности жанра, напр. коронационная М. Особый вид представляет заупокойная, траурная М. - реквием.

Одним из величайших созданий в жанре торжественной М. является месса h-moll И. С. Баха (1733) - произв. глубокого философско-этич. содержания и непревзойдённого полифонич. мастерства. Кроме того, Баху принадлежат 4 коротких мессы, 4 отдельных части Sanctus и обработка мессы Палестрины. В творчестве композиторов венской классич. школы Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена жанр М. играл заметную роль. Как монументальные произведения, насыщенные глубоким содержанием, выделяются месса c-moll (1782, K.-V. 427) Моцарта и "Missa solemnis" D-dur (1823) Бетховена (помимо др. произведений этих же композиторов в жанре М., как, напр., "Коронационной мессы", K.-V. 317, Моцарта, ранней C-dur"-ной мессы Бетховена). Грандиозная "Missa solemnis" (Торжественная M.) Бетховена близка по замыслу его же 9-й симфонии (оба произведения создавались почти одновременно). Л. Керубини создал 11 М. Эпоха романтизма также породила целый ряд М. - разл. характера и направления. Романтич. мессы Ф. Шуберта, из к-рых наиболее значительны две последние - As-dui и Es-dur, - наряду с использованием традиций венской классич. школы отражают влияние его же вок. лирики. Так М. все больше и больше выходит из литургич. богослужебных рамок. Ф. Лист в двух своих мессах - "Гранской" (1855) и "Венгерской коронационной" (1867), развивая традиции раннего романтизма, одновременно использовал характерные особенности нар. венг. музыки. В мессах А. Брукнера традиции старой классики (Палестрина, Бах) сочетаются с романтич. красочностью гармонии и оркестра. Славянские композиторы также приняли участие в создании М. Один из ярких примеров - "Глаголическая месса" Яначека (1926). В числе др. композиторов 20 в., писавших М., - И. Ф. Стравинский (Месса для смешанного хора и дух. инструментов, 1948), Ф. Пуленк (месса G - 1937) и др.

Песнопения missa proprium, связанные с разл. воскресными и праздничными днями церк. года, не образуют единого цикла. Поэтому они в меньшей мере привлекали композиторов, особенно в последние века. Высшее достижение в этом жанре - "Choralis Constantinus" X. Изака (с 1508).

Литература: Преображенский А. В., Реформа богослужебного пения в католической церкви, "РМГ", 1897, No 10-11; Иванов-Борецкий М. В., Очерк истории мессы, M., 1910, Фишман H. Л., "Торжественная месса" Бетховена, в изд. Л. Бетховен Торжественная месса, M., 1970.

КАТОЛИЧЕСКАЯ МЕССА В ИСТОРИИ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Месса (от латинского mitto - посылаю, отпускаю) - циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви.

Слово "месса" возникло еще до того, как сформировалась классическая латынь, и бытовало в простонародье с различными оттенками смысла.

В церковном обряде с XIV века этим словом обозначали отпущение грехов, однако вскоре под мессой стали понимать литургию при обряде причастия. Символический смысл ее связан с обрядом "превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса" (Причастие или евхаристия (греч. - "благодарение") в христианстве обосновывается словами Христа: "Хлеб... ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое;сие творите в Мое воспоминание" (I Кор. II: 24)). Текст мессы обычно поется (missa solemnis), но в некоторых случаях читается (missa bassa).

Песнопения, исполняемые в мессе, разделяются на два типа.

Missa proprium (особая, или подобающая месса) - песнопения, посвященные определенным воскресным и праздничным дням. Состав этих песнопений зависит от того, в какой день совершается богослужение;при каждом очередном празднике он обновляется.

Missa ordinarium (обычная месса) - это постоянно присутствующие в службе песнопения.

Их всего пять:

  • - "Kyrie eleison" - "Господи, помилуй" (В переводе с греческого означает "Господи, помилуй"), и, как правило, это обращение к Богу-Отцу. С. И. Танеев в своем разборе начальных номеров мессы h-moll Баха писал: "Обращения к Богу Саваофу отличаются мрачностью, суровостью..., обращение к Христу... наоборот, имеет характер светлый, лирический, более интимный - Христос есть существо более близкое людям, нежели гневный и мстительный Иегова". В композициях более позднего времени слова "Christe eleison" очень часто исполняются солистами в противовес хоровому "Kyrie". Мольба о прощении, принятая еще в античную эпоху. Содержит три фразы;
  • - "Gloria" - "Слава в вышних Богу". Хвалебный гимн, обозначенный в Евангелии как "песнь ангелов". В мессу этот гимн включен в XII веке. Содержит семнадцать фраз;
  • - "Credo" (Символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения) - "Верую во единого Бога". Наиболее догматическая часть, утвержденная в IV веке Никейским собором. В 18 фразах сжато излагается учение о единосущности святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Латинские напевы Credo, причисляемые к григорианскому хоралу, были канонизированы католической церковью в XI веке. Католическая редакция символа веры отличается от православной добавлением формулы filioque (и от сына). Согласно первоначально утвержденному символу веры, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына;
  • - "Sanctus" - "Свят, свят, свят Господь Саваоф", т. е., Господь сил, или Господь воинств. По толкованиям, это двойное слово может означать Бога как предводителя ангельского воинства или же вождя израильского народа. Последнее толкование употребляется крайне редко, заменяясь другим смыслом - о всемогуществе Бога в мире вообще. Часть из древнееврейского культа. Трижды повторяется восклицание Серафимов из книги пророка Исайи. Серафимы, то есть пламенные, небесные существа. Пророк Исайя, увидевший их в одном из своих видений, говорит: "Вокруг Его (Господа) стояли Серафимы;у каждого из них по шести крыл, двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал" (Исайя 6: 2). "Benedictus" - "Благословен, кто идет во имя Господа". Этот текст традиционно исполняется вместе с "Sanctus". Как правило, "Osanna", исполняемая в конце этих номеров, пишется на одном и том же мелодическом материале и служит своего рода объединяющей аркой. Это литургическая кульминация мессы. "Osanna" (еврейское "Помоги нам"). Этот возглас был обычным приветствием путников всем встречающимся по дороге, когда они шли на пасху в Иерусалим. Этим же восклицанием встречали и Иисуса, когда он вошел в Иерусалим;
  • - "Agnus Dei" - "Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас". К этой трижды повторенной фразе из "Credo" в третий раз присоединяются слова "Dona nobis pacem" - "Даруй нам мир". Агнцем в Ветхом Завете называли будущего Мессию, Спасителя человечества. Так же назвал Христа Иоанн Креститель. По древнееврейским законам агнца, то есть ягненка, приносили в жертву на Пасху.

Месса, как циклическое музыкальное произведение, включает в себя только пять частей missa ordinarium, которые разрабатывались различными композиторами в виде единых циклов.

В некоторых частях мессы иногда выделяются более или менее самостоятельные разделы. Так, в Credo месс XIX века нередко обособлялись разделы "Et incarnatus" ("И воплотился"), "Crucificsus" ("Распят"), "Et resurrexit" ("И воскрес"). В последней части мессы "Agnus Dei" очень часто отделяется последняя фраза "Dona nobis pacem" ("Даруй нам мир"). Естественно каждый композитор вносил в концепцию мессы свою трактовку. Однако в первую очередь каждый из них видел возможность воплощения в мессе глубокого содержания, раскрывающего непреходящую ценность жертвы, принесенной Христом во имя искупления грехов человечества.

В ранних полифонических мессах обычно использовалась литургическая мелодия (григорианский хорал), служившая cantus firmus (ведущий напев) и чаще всего помещавшаяся в основном голосе произведения - теноре. Отдельные части создавались с соблюдением единого ритма и единого текста во всех голосах. Нередко единый cantus firmus связывал все части мессы своеобразной тематической аркой.

С середины XV века все большее значение начинает приобретать имитация, так что интонации cantus firmus"a в мессах этого времени буквально пронизывают все голоса партитуры. В качестве cantus firmus со временем стали применять и светские мелодии, однако подобная практика просуществовала недолго, так как постановлением Тридентского собора (1545-1563 гг.) была запрещена.

Порой в мессу переносилась целиком музыка светских вокальных произведений, и, приспособленная к каноническому тексту, она составляла так называемую пародийную мессу (созданную на основе заимствованного многоголосного материала).

В практике сочинения месс-пародий встречаются случаи, когда композиторы писали мессы на собственные сочинения (мотеты, мадригалы), дважды обращаясь, таким образом, к одному и тому же материалу. Столь же часто использовались в качестве первоосновы и сочинения других авторов. В XVI веке практика сочинения месс на основе светских первоисточников становится всеобщей. Исключительно на материале светских жанров создают свои мессы Ф. де Монте и О. Лассо.

Создавались и неполные мессы, состоявшие только из двух частей (Kyrie и Gloria) и получившие название коротких месс (missa brevis). Во времена Палестрины (XVI век) так назывались мессы недолгой длительности, но преимущественно на весь текст. В отличие от них полные мессы стали именоваться торжественными.

Короткие мессы в особенности характерны для протестантской церкви, которая не приняла "полной" католической мессы. Согласно предначертаниям Лютера, основателя немецкого протестантизма, своим переводом Библии Лютер утвердившего общенемецкий национальный язык, в протестантской литургии на латинском языке допускалось только исполнение Kyrie и Gloria. В праздники разрешалось также исполнение Sanctus в виде самостоятельной части, но в конце XVIII века и эти части католической мессы были изъяты из обихода протестантской церкви.

В творчестве композиторов нидерландской школы (Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре) месса сформировалась в целостный, замкнутый цикл с особыми принципами объединения - единым cantus firmus, сходными начальными оборотами (motto), сквозным проведением попевок. В конце XV-XVI веках появились мессы без cantus firmus, иногда с использованием техники канона. Кроме хорового исполнения a"cappella, мессы этого времени допускали участие инструментов в нотах, необозначенных и дублировавших хоровые партии. Сложившаяся традиция замены в отдельных разделах мессы хорового звучания органным дала начало жанру органной мессы - сначала в виде обработок григорианского хорала (XVI в.), затем с включением импровизационных и полифонических жанров (токкат, прелюдий, ричеркаров).

На рубеже XVII века месса как музыкальный жанр уступила ведущее положение опере. На нее стали оказывать влияние оперный и концертный стили. Все большее значение стали приобретать сольное начало, многохорность. Помимо певческих голосов, привлекается инструментальное сопровождение. Наряду с полифоническими частями появляются и выдержанные в гомофонно-гармоническом складе. Возникали новые разновидности жанра, например, коронационная месса.

Одним из величайших созданий в жанре мессы является Высокая месса h-moll Баха (1733 г.). Кроме того, Баху принадлежат четыре короткие мессы, четыре отдельных части Sanctus и обработка мессы Палестрины. В творчестве композиторов венской школы Гайдна, Моцарта и Бетховена жанр мессы играл заметную роль. Перу Гайдна принадлежат 14 месс, в том числе знаменитые "Нельсон-месса" (1798 г.), "Терезия-месса" (1799 г.) и месса "Гармония". Как монументальные произведения, насыщенные глубоким содержанием, выделяются месса c-moll Моцарта и Missa solemnis (Торжественная месса) D-dur Бетховена. Помимо этих произведений, в жанре мессы Моцартом также написана "Коронационная месса", а перу молодого Бетховена месса C-dur. литургический песнопение композитор

Эпоха романтизма также породила целый ряд месс различного характера. Романтические мессы Шуберта, из которых наиболее значительны две последние - As-dur и Es-dur, - наряду с использованием традиций венской классической школы отражают влияние его же вокальной лирики. Ференц Лист в двух своих мессах - "Гранской" (1855) и "Венгерской коронационной" (1867), - развивая традиции раннего романтизма, одновременно использовал характерные особенности венгерской народной музыки. В мессах А. Брукнера традиции старой классики (Палестрина, Бах) сочетаются с романтической красочностью гармонии и оркестра.

В XX веке, наряду с развитием романтических традиций в жанре мессы, отчетливо проявились и тенденции неоклассицизма, для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, типичным для барокко. В числе композиторов, писавших в XX веке мессы, - И. Стравинский (Месса для смешанного хора и духовых инструментов, 1948 г.), Ф. Пуленк (Месса G, 1937 г.). Л. Бернстайн в своей "Мессе" (1971 г.) использует также различные уличные песенки и элементы рок-н-ролла.

«Ite, missa est». Католическая месса

Основным событием католической литургии является месса. Название происходит от латинского слова missa , что значит «отпуск», завершение службы. В конце мессы священник говорит: «Ite, missa est » – «Идите, месса окончена». Месса является главным богослужением Католической церкви. В основном она соответствует Божественной литургии Православной церкви.

Во время мессы читаются молитвы, звучат песнопения в сопровождении органа, однако ныне в мессу включаются элементы национальной и инструментальной музыки. Главное в мессе – обряд причащения, во время которого, по учению Церкви, происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Месса совершается перед алтарем. Вначале служится так называемая литургия слова, первая часть мессы. Она является аналогом древней литургии оглашенных, то есть членов общины, не принявших еще крещения. В Ранней церкви, как и ныне, во время литургии слова читали Священное Писание и произносили проповедь, чтобы оглашенные получали знание основ христианской веры. Перед литургией слова совершается обряд покаяния. По воскресным и праздничным дням поется «Глория» или произносятся два славословия, большое – «Слава в небесах Богу, а на земле – мир всем людям доброй воли» и малое – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», читается и поется Символ веры. Вторая часть мессы – литургия верных, которая состоит из евхаристического канона, причащения и заключительных обрядов. Евхаристический канон заключается в принесении на алтарь Святых Даров (хлеба и вина) и молитве в воспоминание о спасительных страданиях, смерти и воскресении Христа.

До II Ватиканского собора богослужение могло совершаться только на латинском языке, отсюда и синоним католицизма – латинский обряд. Собор в конституции «О священной литургии» разрешил проводить службы на национальных языках с соблюдением всех канонических требований, причащаться мирянам не только хлебом, но и вином, использовать в мессе национальную музыку, а в обрядах – местные обычаи различных народов. По сравнению с православными католики меньше крестятся, для них характерны другие знаки благоговения и богопочитания. II Ватиканский собор рекомендовал «для содействия активному участию в богослужении» поощрять «возгласы и ответы народа, пение псалмов, антифоны, песнопения и также действия и движения рук и тела» («О священной литургии», № 30), в добавление к присущим для католиков коленопреклонению и воздеванию рук и глаз к небу. Эти внешние проявления богопочитания отличают католиков от православных.

Поскольку православное трехперстное сложение креста выражает догмат троичности лиц в Боге, православные крестятся тремя перстами. В отличие от православных католики осеняют себя крестным знамением пятью перстами, сначала на левое, а затем на правое плечо, поскольку в католицизме пятиперстие совершается во имя пяти язв Христовых.

Из книги Сатанинская библия автора ЛаВей Антон Шандор

Черная месса Ничто не аcсоциируется с сатанизмом сильнее, чем Черная Месса. Заявление о том, что самая богохульная из всех религиозных церемоний является ничем иным, как литературным вымыслом, требует, по крайней мере, объяснений, но ничего не может быть

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Католическая Реформация Этот термин часто употребляется по отношению к возрождению внутри Римо-Католичества в период после открытия Трентского собора (1545 г.) В более старых научных работах это движение называется «Контр-Реформацией»: как указывает сам термин,

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

7. Обряды сатанистских сект, черная месса Поклонение сатане, известное как сатанизм, проявляется в различной форме. Черная магия, черная месса, некоторые виды субкультуры наркоманов, кровавые жертвоприношения – все это так или иначе связано с сатанизмом. В качестве

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

10. Католическая христология Со времени Фомы Аквинского до середины двадцатого века христология Римско–католической Церкви принципиально была сосредоточена на онтологическом вопросе: кто такой Иисус? Сотериологический вопрос: кем Иисус является для нас, оставался на

Из книги Сущность Христианства автора Штайнер Рудольф

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Католическая церковь в СССР В СССР, несмотря на отделение западных областей, оставалось еще 1,5 миллиона католиков и две архидиоцезии – Могилевская и Тираспольская.Февральская революция 1917 г., а затем Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23

Из книги Католичество автора Карсавин Лев Платонович

II Католическая церковь, как единая и вселенская. Единство живых и усопших. Приятие в единство плоти. Расширение его на мир и католическая идея. Единство любви, правды (закона) и истины (знания). Единство теоретической и практической Истины „Единственная она, голубица моя,

Из книги Месса автора Люстиже Жан-Мари

Воскресная Месса Первое, о чём я предлагаю поразмышлять, - это воскресная Месса: мне бы хотелось помочь вам лучше её прочувствовать. Я не устаю твердить об этом снова и снова. Боюсь, в наши дни многие люди относятся к религии так же, как к универсамам, супермаркетам или

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

КАТОЛИЧЕСКАЯ БИБЛЕИСТИКА. История К.б. ведет свое начало от *святоотеч. периода. Но поскольку это был период единой, неразделенной Церкви, а к нему восходит и *православная библеистика, мы укажем лишь на этапы К.б. после раскола христ. мира в 1054 г.В средневековый период К.б.

Из книги Кризис воображения автора Мочульский Константин Васильевич

АЛЕКСЕЙ МАСАИНОВ. Лик зверя. Поэма. АЛЕКСАНДР ЛИ. Снежная месса. Стихи 1924–25. Книгоиздательство «Крылатых». Париж. 1924 год. Изд. «Пресса». Рига.Лирико–эпическая поэма Масаинова, бешеная, кровавая, кощунственная, технически далеко не беспомощна.Ее пятистопный ямб,

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги История христианства Том II. От эпохи Реформации до нашего времени. автора Гонсалес Хусто Л.

Католическая реформация На кресте Господь Неба и земли, И мир зарождается В разгар войны. Св. Тереза В протестантизме нашли выражение не все из разнообразных и весьма мощных реформаторских течений, развивавшихся в Европе. Задолго до протеста Лютера многие призывали к

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

Католическая ортодоксия Есть достаточно света для тех, кто хочет видеть, и есть достаточно тьмы для тех, кто настроен иначе. Достаточно сияния для озарения избранных, и достаточно мрака для их смирения. Достаточно тьмы для ослепления нечестивых, и достаточно света, чтобы

Из книги Цветослов советов автора Кавсокаливит Порфирий

Черная месса Колдовские черные мессы были довольно распространенным занятием в средневековой Европе, они являлись зеркальным отражением официального церковного обряда, только с точки зрения черных сил. Молитвы читались католические, но наоборот, справа налево.За

Из книги автора

Католическая Пасха Пусть они к нам присоединяютсяПриближался богословский симпозиум католиков и православных, который проходил за рубежом. Его целью было обсуждение вопроса о совместном праздновании Пасхи. Накануне один духовный сын отца Порфирия, получая его

Месса

(франц. messe, от позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa, нем. Messe, англ. mass) - как муз. жанр - циклич. вокальное или вокально-инструментальное произв. на текст определённых разделов одноим. главного богослужения католич. церкви (в правосл. церкви ему соответствуют обедня, литургия). M. как богослужение совершается на лат. языке. Символич. смысл М. связан с обрядом "превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса". Нек-рые разделы М. читаются или речитируются (молитвы), др. поются (священные песнопения, исполняемые соло и хором). Последние в свою очередь распадаются на 2 типа, составляя соответственно missa ordinarium (обычную мессу) и missa proprium (особую мессу). Missa proprium - песнопения, посвященные определённым воскресным и праздничным дням. Состав этих песнопений зависит от того, в какой день совершается богослужение; при каждом очередном богослужении он обновляется. Missa ordinarium - это постоянно присутствующие в М. песнопения. Их всего пять (названия определяются начальными словами текста):
1) Kyrie eleison (Господи, помилуй),
2) Gloria (Gloria in excelsis Deo - Слава в вышних богу),
3) Credo (Credo in unum Deum - Верую во единого бога),
4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth - Свят господь бог Саваоф) и Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini - Благословен грядущий во имя бога),
5) Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollis peccata mundi - Агнец божий, взявший на себя грехи мира).
В нек-рых частях М. иногда выделяются более или менее самостоятельные разделы. Так, в Credo месс 19 в. нередко обособляются разделы "Et incarnatus" ("И воплотился в человека, рождён от святого духа и девы Марии"), "Crucifixus" ("И был распят и погребён"), "Et resurrexit" ("И воскрес"). Последняя часть М. "Agnus Dei" кончается словами "Dona nobis pacem" ("Даруй нам мир"). В старой М. (до 15 в.) была принята и 6-я часть: "Ite, missa est" ("Идите, служба окончена").
Песнопения missa proprium - это
1) Introitus (Antiphone ad introitum) - антифон, исполняющийся в то время, когда священник идёт к алтарю (introitus - букв. вступление, вход),
2) Graduate (Responsorium graduale, см. Градуал),
3) Alleluja (см. Аллилуйя), временами вместо этого песнопения вводится Tractus (см. Трактус) или секвенция,
4) Offertorium (Antiphone ad Offertorium, см. Офферторий),
5) Communiо (Antiphonа ad communionem) - песнопение, исполняющееся во время причастия (communio - букв. соучастие, общность). Они имеют более древнее происхождение и восходят к псалмам.
Части missa ordinarium сложились позднее; по-видимому, ранее всего возникло Sanctus, затем Kyrie, Gloria, Agnus Dei, Credo.
Пение в M. было двух типов: псалмодическоо (в характере речитативного произношения текстов) и гимническое, отличавшееся мелодически-распевным характером. Общей муз. основой М. в ср. века служил григорианский хорал (см. Григорианское пение). В гимнич. разделы, однако, проникали и нар.-песенные интонации. Отношение церкви к этому было двойственным: с одной стороны, нар. музыка изгонялась как нечто суетное, отвлекавшее верующих от молитвы, с другой - она использовалась как средство привлечения паствы. Песенное начало более всего сказывалось в missa ordinarium, т.к. первоначально (до 9 в.) в её исполнении принимала участие община верующих. В Kyrie применялись мелодии троп, Gloria и Credo вначале были псалмодическими, со временем стали мелизматически-изукрашенными.
М. как циклич. муз. произв. включает в себя только 5 частей missa ordinarium, к-рые разрабатывались разл. композиторами в виде единых циклов.
Первоначально М. была одноголосной; в 14 в. появляются ранние многоголосные обработки сначала отд. частей, затем и всего цикла missa ordinarium. Первая дошедшая до нас месса, созданная одним автором, это четырёхголосная М. (1364) Г. де Машо. В ранних полифонич. М. обычно использовалась литургич. мелодия, служившая саntus firmus и чаще всего помещавшаяся в осн. голосе произведения - теноре (см. Тенор (1), отсюда назв. теноровая месса), но также и в дисканте, где она мелизматически разукрашивалась, и в др. голосах. Отд. части создавались с соблюдением единого ритма и единого текста во всех голосах (с применением литургич. мелодии или без неё). Нередко единый cantus firmus связывал все части М. С сер. 15 в. всё большее значение в М. приобретает имитация, так что интонации cantus firmus"а начинают пронизывать все голоса. В качестве cantus firmus со временем стали применять и светские мелодии, вплоть до постановления Тридентского собора (с 1550), запретившего подобную практику. Позднее возникает свободная полифонич. М. Порой в М. переносилась целиком музыка светских вок. произв., приспосабливавшаяся к канонич. тексту частей М. (т.н. пародийные мессы). Создавались и неполные мессы, состоявшие только из двух частей - Kyrie и Gloria, и получившие название коротких месс (лат. missa brevis), в отличие от к-рых полные стали именоваться торжественными М. Короткие М. в особенности характерны для протестантской церкви, к-рая не приняла "полной" католич. М. В эпоху Возрождения М. являлась наиболее крупным и монументальным жанром муз. иск-ва. Виднейшие композиторы разл. нац. школ - английской (Данстейбл), нидерландской (Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо), римской (Палестрина), венецианской (А. Вилларт, Дж. Габриели), испанской (Т. Л. де Виктория) - создавали в огромном количестве М. для хора a cappella, где средствами полифонии "строгого стиля" с использованием приёмов имитации выражали глубочайший мир человеческих переживаний - скорбно- лирических, экспрессивно-драматических, ликующе-восторженных, возвышенно-созер- цательных. Т.о., музыка месс по содержанию оказалась шире их канонического литургич. текста.
На рубеже 17 в., с развитием проф. светской музыки М. уступила ведущее положение опере. Однако она продолжала существовать наряду с оперой. Величайший оперный драматург 17 в. К. Монтеверди писал и мессы. На М. стали оказывать влияние оперный и концертный стили - последний в связи с развитием разл. жанров инстр. музыки (соната, концерт, сюита). Всё большее значение в М. приобретает сольное начало (сольные вок. партии), многохорность, помимо певческих голосов привлекается инстр. сопровождение (орк., орган). Наряду с полифонич. частями появляются и выдержанные в гомофонно-гармонич. складе (в особенности сольные арии). Такого рода М., несмотря на литургич. текст, больше соответствует обстановке конц. зала, чем церкви. Многие композиторы 18 в. в разл. странах обращались к жанру М. Возникали новые разновидности жанра, напр. коронационная М. Особый вид представляет заупокойная, траурная М. - реквием.
Одним из величайших созданий в жанре торжественной М. является месса h-moll И. С. Баха (1733) - произв. глубокого философско-этич. содержания и непревзойдённого полифонич. мастерства. Кроме того, Баху принадлежат 4 коротких мессы, 4 отдельных части Sanctus и обработка мессы Палестрины. В творчестве композиторов венской классич. школы Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена жанр М. играл заметную роль. Как монументальные произведения, насыщенные глубоким содержанием, выделяются месса c-moll (1782, K.-V. 427) Моцарта и "Missa solemnis" D-dur (1823) Бетховена (помимо др. произведений этих же композиторов в жанре М., как, напр., "Коронационной мессы", K.-V. 317, Моцарта, ранней C-dur"-ной мессы Бетховена). Грандиозная "Missa solemnis" (Торжественная M.) Бетховена близка по замыслу его же 9-й симфонии (оба произведения создавались почти одновременно). Л. Керубини создал 11 М. Эпоха романтизма также породила целый ряд М. - разл. характера и направления. Романтич. мессы Ф. Шуберта, из к-рых наиболее значительны две последние - As-dui и Es-dur, - наряду с использованием традиций венской классич. школы отражают влияние его же вок. лирики. Так М. все больше и больше выходит из литургич. богослужебных рамок. Ф. Лист в двух своих мессах - "Гранской" (1855) и "Венгерской коронационной" (1867), развивая традиции раннего романтизма, одновременно использовал характерные особенности нар. венг. музыки. В мессах А. Брукнера традиции старой классики (Палестрина, Бах) сочетаются с романтич. красочностью гармонии и оркестра. Славянские композиторы также приняли участие в создании М. Один из ярких примеров - "Глаголическая месса" Яначека (1926). В числе др. композиторов 20 в., писавших М., - И. Ф. Стравинский (Месса для смешанного хора и дух. инструментов, 1948), Ф. Пуленк (месса G - 1937) и др.
Песнопения missa proprium, связанные с разл. воскресными и праздничными днями церк. года, не образуют единого цикла. Поэтому они в меньшей мере привлекали композиторов, особенно в последние века. Высшее достижение в этом жанре - "Choralis Constantinus" X. Изака (с 1508).
Литература : Преображенский А. В., Реформа богослужебного пения в католической церкви, "РМГ", 1897, No 10-11; Иванов-Борецкий М. В., Очерк истории мессы, M., 1910, Фишман H. Л., "Торжественная месса" Бетховена, в изд. Л. Бетховен Торжественная месса, M., 1970; Schnerich A., Der Messentypus von Haydn bis Schubert, W., 1892, под назв. Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W.-Lpz., 1909; Wagner R., Geschichte der Messe, Bd 1, Lpz., 1913 (Kleine Handbьcher der Musikgeschichte nach Gattungen, Bd 11); Hildesheim, 1963, Sander H. A, Italienische Messenkompositionen des 17. Jahrhunderts?, Breslau, 1934, Schild E., Geschichte der protestantischen Messenkompositionen des 17. und 18 Jahrhunderts, GieЯen, 1934 (Diss.),Piovesan A., La messa nella musica dalle origini al nostro tempo, Torino, 1949; Fortescue A., The mass?, N. Y., 1950; Lipphardt W., Die Geschichte der mehrstimmigen Proprium missae, Hdlb, 1950; Fellerer К. G., Die Messe Ihre musikalische Gestalt vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Dortmund, 1951; Schrade L., A. 14-th century parody mass, "Acta Musieologica", 1955, (v. 27), его же, The cycle of the ordinarium missae, в кн.: In memoriam J. Handschin, Stras., 1962; Jungmann J. A., Missarum sollemnia, Bd 1-2, W. - Freiburg im Briesgau - Basel, 1962; Sparks E., Cantus firmus in the mass and motet, 1420-1520, Berk. - Los Angeles, 1963 E, Fisсher K. v., Neue Quellen zum einstimmigen Ordinariumszyklus des 14. und 15. Jahrhunderts aus Italien, в кн. Liber Amicorum Festschrift Ch. Van der Borren, Antw., 1964; Hoppin R., Reflections on the origin of the cyclic mass, там же, Gцsset Rh., Techniques of unification in early cyclic masses and mass pairs, "JAMS", 1966, (v.) 19. Б. В. Левик.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Месса" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Месса - (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (позднелат. missa итал. messa, нем. Messe), главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa низкая… … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. missa отпущение). 1) римско католическая литургия. 2) музыкальные сочинения, исполняемые, во время литургии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕССА 1) римско катол. литургия, разделяющаяся так… … Словарь иностранных слов русского языка

    месса - ы, ж. messe f. <лат. missa. 1. Католическая обедня. Да! Вчерась слушал я целую мессу в католической церкви. ПРП 18 352. Эти поэтические кануны праздников. Рождество, messe de minuit, в домах радостное Réveillon . Ю. Безродная Золотое дно. //… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См. священнодействие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. месса богослужение, священнодействие, литургия, ярмарка, реквием, обряд … Словарь синонимов

 

Возможно, будет полезно почитать: