Статья история и биография пьетро солари. Значение солари пьетро антонио в большой советской энциклопедии, бсэ. Наиболее значимые работы Пьетро Антонио Солари

Солари Пьетро Антонио (ок. 1445-1493) - итальянский архитектор.

Пьетро Антонио Солари больше известный на Руси под именем Пётр Фрязин, за три года своего пребывания в Москве оставил яркий след в российском архитектурном наследии. Он появился в столице в начале 1490 года вместе с несколькими своими сподвижниками-итальянцами, владеющими различными ремёслами и ищущими применения своему мастерству в бурно развивающейся русской столице.

Пьетро почти сразу включился в работу и принял эстафету у Марка Фрязина, продолжив возведение Грановитой палаты в московском Кремле. К тому времени Марко Фрязин, появившийся в Москве несколькими годами раньше Пьетро и, говоря современным языком, выполнивший проект её архитектурного объёма, успел завершить основные работы по её строительству. Солари же достались работы по декоративной отделке фасадов и интерьеров. Благодаря этим итальянским зодчим, выполнившим этот замечательный архитектурный проект, на Руси впервые появился образ городского дома, в который можно было войти прямо с улицы.

Неоценим вклад Пьетро Антонио Солари и в возведение московского Кремля. За короткий период своего пребывания в Москве, с 1490 по 1493 год он успел принять участие в строительстве стрельницы с тайником, расположенной над Неглинной, Угловой Арсенальной, Боровицкой, Константино-Еленинской и Сенатской башен. Он же заканчивал возведение Никольской и Фроловской башен, основание которых закладывал всё тот же его итальянский предшественник Марк Фрязин, и вывел на Красную площадь главный фасад кремлёвской крепости.

Все эти проезжие крепостные башни являлись не просто украшением стены, а были мощными оборонительными сооружениями. В систему их тщательно продуманной обороны входили каменные бастионы, подъёмные мосты, отводные стрельницы, и предмостные башни. Самой мощной из всех была построенная в 1492 году шестнадцатигранная Арсенальная башня, предназначенная для обороны переправы через реку Неглинную. В её скрытом фундаменте на случай осады архитектор предусмотрел сооружение родника-колодца. Всем возводимым им башням Пьетро Антонио Солари придавал суровость, присущую крепостным сооружениям.

На главной башне Московского Кремля, Фроловской, построенной в 1493 году, а в 1678 году переименованной в Спасскую, до сих пор можно видеть вделанную в стену плиту с надписью на латыни, гласящей о том, что возводил её Пётр Антоний Соларио, родом из города Милана. Он умер в Москве осенью 1493 года, не дожив и до пятидесяти лет. Есть предположение о том, что именно Соларио перед своей смертью рекомендовал пригласить в Москву для строительства итальянских зодчих Алоизио да Каркано и Алоизио Ламберти да Монтаньяна, которые позже продолжили традиции итальянских архитекторов в становлении исторического облика Москвы.

итальянский архитектор, известный постройкой Грановитой палаты и башен Кремля

Биография

Пьетро Антонио Солари родился в Кароне в швейцарском кантоне Тичино и работал подмастерьем у отца - архитектора и скульптора Гуинифорте Солари. В 1476 был нанят строителем миланского собора. Однако, ректоры собора не утвердили выбора Пьетро Антонио главным строителем собора после смерти его отца.

Солари построил несколько зданий в Милане . Ему (в соавторстве с отцом) приписываются церкви Святого Петра в Гессате, Santa Maria del Carmine, Santa Maria Incoronata и Santa Maria della Pace. Солари также приписываются две работы в области скульптуры: гробница епископа Марко де Капитани в соборе Алессандрии (1484) и скульптура Мадонны в замке Сфорца в Милане (1485). Солари был приглашён приехать в Москву русскими послами греческого происхождения Дмитрием и Мануилом Ралевыми. В 1490 году прибыл в Москву в сопровождении своего ученика Цанантонио, литейщика орудий Джакобо и серебряника Христофора с двумя учениками.

По приезде в Москву Солари обратил на себя всеобщее внимание и пользовался благоволением Иоанна III, который оказывал ему особое доверие. Летописи называют его «архитектоном», а не обычными для тех времён терминами «муроль» или «палатных дел мастер». В Милане был найден ныне утерянный документ, на котором была подпись «Пьетро Антонио Соларио, главный архитектор Москвы» (Petrus Antonius de Solario architectus generalis Moscovie). По другим источникам, это личное письмо Солари находится в Ватиканском архиве, и содержит слова «architectus generalis Moscovial».

Солари прожил в Москве недолго и умер в 1493 году, по некоторым источникам, в мае. По другим источникам, дата смерти определяется приблизительно, по тому, что его мать была утверждена в правах наследства после сына 22 ноября 1493 года.

Постройки в Кремле

  • 1487-1491 Грановитая (Большая Золотая) палата, совместно с Марко Руффо
  • 1490 Боровицкая башня
  • 1490 Константино-Еленинская башня
  • 1491 Спасская (Фроловская) башня
  • 1491 Никольская башня
  • 1491 Сенатская башня
  • 1492 Угловая Арсенальная (Собакинa) башня

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с написью на латыни.

СОЛАРИ ПЬЕТРО АНТОНИО

(Solari) Пьетро Антонио, Петр Фрязин [р. после 1450, Милан (-), - умер в ноябре 1493, Москва], итальянский архитектор. Учился у отца - архитектора и скульптора Гуинифорте С. В 1476 был назначен строителем миланского собора, позже вёл ряд др. построек в Милане. С 1490 работал в России. Участвовал в строительстве стен и башен Кремля Московского и построил (совместно с Марком Фрязиным) там же Грановитую палату.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОЛАРИ ПЬЕТРО АНТОНИО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНТОНИО в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ЗОЛИ — итальянская фирма, выпускающая охотничьи …
  • СОЛАРИ в Архитектурном словаре:
    Пьетро Антонио (около 1450-1493). Итальянский архитектор и скульптор из Милана. С 1490 года - в Москве, где построил несколько башен …
  • СОЛАРИ
    (Solari) Пьетро Антонио (после 1450-1493) итальянский архитектор. Работал в России с 1490. Участвовал в строительстве стен, башен (1490-93) и Грановитой …
  • СОЛАРИ
    СОЛ́АРИ (Solari) Пьетро Антонио (после 1450- 1493), итал. архитектор. Работал в России с 1490. Участвовал в стр-ве стен, башен (1490- …
  • ПЬЕТРО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЬ́ЕТРО ДА КОРТОНА (Рietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Pietro Веrrеttini) (1596-1669), итал. живописец и архитектор. Мастер иллюзионистич. росписей …
  • СОЛАРИ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Итал. …
  • СОЛАРИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Solari) Пьетро Антонио (после 1450-1493) , итальянский архитектор. Работал в России с 1490. Участвовал в строительстве стен, башен (1490-93) и …
  • РИМСКИЕ ПАПЫ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • БАДОЛЬО, ПЬЕТРО в Энциклопедии третьего рейха:
    (Badoglio), (1871-1956), итальянский военный и государственный деятель, маршал (1926). Родился в Граццано-Монферрато 28 сентября 1871. Участник 1-й мировой войны. В …
  • КОЛЛЕТТА, ПЬЕТРО
    (1775-1833) - итальянский историк и государственный …
  • АРЕТИНО, ПЬЕТРО в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1492-1556) - итальянский гуманист, писатель и …
  • САПИЕНЦА АНТОНИО
    Сапиенца (Антонио) - композитор (1794 - 1855) - сын Антонио С., придворного капельмейстера в Санкт-Петербурге; был в Санкт-Петербурге капельмейстером и …
  • ПЕДРИЛЛО ПЬЕТРО-МИРА (PEDRILLO) в Краткой биографической энциклопедии:
    Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и …
  • ПЬЕТРО ДА КОРТОНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини Berrettini) (1596-1669), итальянский живописец и архитектор. Представитель зрелого барокко. Мастер иллюзионистических росписей (плафон …
  • КОРТОНА ПЬЕТРО в Большом энциклопедическом словаре:
    см. Пьетро да …
  • СЕККЬЯ ПЬЕТРО
    (Secchia) Пьетро (19.12.1903, Оккьеппо-Супериоре, близ г. Биелла, - 7.7.1973, Рим), деятель итальянского рабочего движения. В 1919 примкнул к социалистическому молодёжному …
  • САЛЬЕРИ АНТОНИО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Salieri) Антонио (18.8.1750, Леньяго, близ Вероны, - 7.5.1825, Вена), итальянский композитор, дирижёр и педагог. С 1766 поселился в Вене, был …
  • ПОМПОНАЦЦИ ПЬЕТРО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Pomponazzi) Пьетро (16.9.1462, Мантуя, - 18.5.1525, Болонья), итальянский философ, ведущий представитель аристотелизма эпохи Возрождения. Изучал философию и медицину в Падуе; …
  • МАЧАДО-И-РУИС АНТОНИО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Machado у Ruiz) Антонио (26.5.1875, Севилья, - 21.2.1939, Коллиур, Франция), испанский поэт. Родился в семье фольклориста А. Мачадо Альвареса. Брат …
  • ЛАБРИОЛА АНТОНИО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Labriola) Антонио (2.7.1843, Кассино, - 2.2.1904, Рим), итальянский философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистического движения. Окончил Неаполитанский университет. …
  • КОРТОНА ПЬЕТРО ДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Cortona) Пьетро да (1596-1669), итальянский живописец; см. Пьетро да Кортона …
  • ГОНЗАГО ПЬЕТРО ДИ ГОТТАРДО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Гонзага (Gonzago, Gonzaga) Пьетро ди Готтардо , итальянский живописец, театральный декоратор и архитектор. Учился …
  • ЧЕРТОЗА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называются в Италии довольно многочисленные монастыри, основанные иноками картезианского ордена (см.) и построенные для последних. Некоторые из этих монастырей …
  • ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Итальянский язык становится литературным сравнительно поздно (после 1250 г.): другие неолатинские языки обособились раньше почти на два века. Это …
  • КОРТОНА, ПЬЕТРО БЕРРЕТТИНИ ДА в Словаре Кольера:
    (Cortona, Pietro Berrettini da) (1596-1669), итальянский живописец, архитектор и декоратор эпохи барокко. Родился в городке Кортона в Тоскане 1 ноября …
  • ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА в Архитектурном словаре:
    художественная школа Северной Италии. В архитектуре сложилась на протяжении VIII-X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого первого …
  • ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - художественная школа Северной Италии. В архитектуре сложилась на протяжении VIII-X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого …
  • ЛИССАБОНСКИЙ ПАТРИАРХАТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лиссабонский патриархат, епархия Римско-католической церкви. История Лиссабонской епископии восходит к IV веку и связана …
  • АКВИЛЕЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аквилейская Церковь Епископы Аквилеи, центра Северной Италии и Иллирии, считающие что их епархия была основана …
  • ЗЕВС в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — верховный бог. Бог неба, грома и молнии, верховный блюститель справедливости, покровитель молящих и странников. Сын титана Кроноса и Реи. …
  • ШЕЙЛОК в Литературной энциклопедии:
    (англ. Shylock) - герой комедии У.Шекспира «Венецианский купец» (1596-1597). По сюжету пьесы Ш.- еврей-ростовщик, ссужающий деньги купцу Антонио под залог …
  • ПИНОККИО в Литературной энциклопедии:
    (итал. Pinocchio) герой сказки К.Лоренцини (псевдоним - Коллоди) «Приключения Пиноккио» (1880). Есть у этой книги и второе название - «История …
  • ПОРТУГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:
    Древнейшими памятниками П. л., если не считать дошедших до нас в немногочисленных отрывках так наз. коссант (cossantes) — лирических стихотворений, …
  • ВИТФОГЕЛЬ в Литературной энциклопедии:
    Карл — современный немецкий писатель, принадлежит к группе мелкобуржуазных 253 интеллигентов, примкнувших во время революции к …
  • ФРЯЗИН в Большом энциклопедическом словаре:
    (неправильно Руффо) Марк итальянский зодчий 15 в. В 1487-91 участвовал в строительстве стен, башен и палат (Грановитая палата, совместно с …
  • ГВАРНЕРИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Guarneri) семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник - Андреа (1626-98). Его сыновья: Пьетро (1655-1720) и Джузеппе (1666-1739). Сыновья последнего: Пьетро …
  • ЧИЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Chile), Республика Чили (Republica de Chile). Табл. 1 . - Административное деление (1977) Область Входящие в область провинции Адм. центр …
  • ФРЯЗИН МАРК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (ошибочно Руффо) Марк, итальянский архитектор 15 в. По летописным данным, в 1487-91 работал в Москве. Участник строительства кирпичных стен и …
  • САНГАЛЛО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sangallo), семейство итальянских архитекторов и скульпторов эпохи Возрождения. Наиболее известны: Джулиано да С. (собственно Джамберти, Giamberti) (1445, Флоренция, - 20.10.1516, …
  • ПЕРУ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Peru), Республика Перу (Republica del Peru). I. Общие сведения П. - государство в западной части Южной Америки. Граничит на С.-З. …
  • МИЛАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Milano), город на С. Италии, административный центр области Ломбардия и провинции Милан. Крупнейший экономический и культурный центр страны. Второй (после …
  • МАМАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Mamaia), климатический и грязевой курорт в Румынии, на берегу Чёрного моря, в уезде Констанца, близ города Констанца. Очень тёплое лето …
  • ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    школа, художественная школа Северной Италии, сложившаяся (в архитектуре) на протяжении 8-10 веков. Превращение христианства в официальную религию лангобардов способствовало …
  • ЛОМБАРДО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ломбарди (Lombardo, Lombardi), семья итальянских архитекторов и скульпторов. Пьетро Л. (около 1435, селение Карона, Тессин, Швейцария, - июнь 1515, Венеция) …
  • КРЕМЛЬ МОСКОВСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Московский, древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс центра столицы СССР, местопребывание высших органов государственной власти страны - Верховного …
  • ИТАЛИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Italia), Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. - государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега …
  • ИСПАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Espana); официальное название - Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. - государство на крайнем Ю.-З. Европы. Занимает 5/6 …
  • ЗАЛЬЦБУРГ (ГОРОД В АВСТРИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Salzburg), город в западной части Австрии. Расположен по обоим берегам р. Зальцах в Зальцбургской котловине, на высоте 1300-2000 м. Административный …
  • ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    палата, одно из зданий Кремля Московского. Построена в 1487-91 итальянскими архитекторами М. Фрязипом и П. Солари. Использовалась как зал …

Пьетро Антонио Солари (Пьетро Солари, Петр Фрязин) - итальянский архитектор, живший в XV веке. Предположительно Пьетро Солари родился не ранее 1450 года в Милане (возможно в Кароне в швейцарском кантоне Тичино). Умер архитектор в Москве в мае (или ноябре) 1493 года. Об этом архитекторе сохранилось крайне мало информации и она вся противоречивая. Его отец Гуинифорте Солари был архитектором и скульптором. У него Пьетро Солари работал подмастерьем и обучался архитектурному мастерству.

В 1476 году тогда еще молодой архитектор принимал участие в строительстве миланского собора. После смерти Гуинифорте Солари на должность главного строителя собора Пьетро утвержден не был. Предположительно, что за годы своего проживания в Милане в соавторстве с отцом Пьетро Антонио Солари построил несколько церквей. Кроме того, ему приписывается скульптура Мадонны в замке Сфорца в Милане (в 1485 г.) и гробница епископа Марко де Капитани в соборе Алессандрии (в 1484 г.).

По приглашению Дмитрия и Мануила Ралевых, русских послов греческого происхождения, Пьетро Антонио Солари в 1490 году приехал в Россию. Вместе с ним в Москву приехали его ученик Цанантонио, оружейный литейщик Джакобо, а также серебряник Христофор с двумя учениками. В России, как водится, Пьетро Солари переименовали на русский лад. Его стали называть Петр Фрязин или Петр Антонин Фрязин.

К приезжему архитектору был очень расположен сам Иоанн III. В летописях тех лет упоминается Петр Фрязин как «архитектон», в то время, как зодчих в то время называли «муроль» или «палатных дел мастер». В Милане находился документ, который теперь потерян с подписью Пьетро Антонио Солари как «главный архитектор Москвы». По другим источникам эта подпись - из личного письма Солари, хранящегося в Ватикане. В Москве Петр Фрязин проработал недолго, около трех лет.

О точной дате смерти ничего не известно, приблизительную дату определили, ориентируясь на дату утверждения его матери в праве на наследство (22 ноября 1493г.). За время своей работы в Москве в 1491 году Петр Фрязин совместно с Марко Руффо успел построить знаменитую Грановитую (Большую Золотую) палату.

Самостоятельно он построил следующие кремлевские башни: Боровицкая, Константино-Еленинская в 1490 году, Спасская (Фроловская), Никольская, Сенатская в 1491 году, Угловая Арсенальная (Собакина) в 1492 году. Авторство Солари запечатлено в надписи на латыни на мемориальной доске, хранящейся в фондах кремлевского музея. Ее копия висит над Спасскими воротами, причем с внутренней стороны мемориальной доски выполнена оригинальная надпись на русском языке, дошедшая до нас со времени строительства башни.

Солари построил несколько зданий в Милане . Ему (в соавторстве с отцом) приписываются церкви Святого Петра в Гессате , Santa Maria del Carmine, Santa Maria Incoronata и Santa Maria della Pace . Солари также приписываются две работы в области скульптуры: гробница епископа Марко де Капитани в соборе Алессандрии (1484) и скульптура Мадонны в замке Сфорца в Милане (1485). Солари был приглашён приехать в Москву русскими послами греческого происхождения Дмитрием и Мануилом Ралевыми. В 1490 году прибыл в Москву в сопровождении своего ученика Цанантонио, литейщика орудий Джакобо и серебряника Христофора с двумя учениками.

По приезде в Москву Солари обратил на себя всеобщее внимание и пользовался благоволением Ивана III , который оказывал ему особое доверие. Летописи называют его «архитектоном», а не обычными для тех времён терминами «муроль» или «палатных дел мастер». В Милане был найден ныне утерянный документ, на котором была подпись «Пьетро Антонио Соларио, главный архитектор Москвы» (Petrus Antonius de Solario architectus generalis Moscovie ). По другим источникам, это личное письмо Солари находится в Ватиканском архиве, и содержит слова «architectus generalis Moscovial».

Солари прожил в Москве недолго и умер в 1493 году , по некоторым источникам, в мае. По другим источникам, дата смерти определяется приблизительно, по тому, что его мать была утверждена в правах наследства после сына 22 ноября 1493 года.

    Milano Santa Maria del Carmine.JPG

    Santa Maria del Carmine

    Chiesa Santa Maria Incoronata - Milano.jpg

    Santa Maria Incoronata

    2942MilanoSMariaDellaPace.jpg

    Santa Maria della Pace

    San Pietro in Gessate - Facciata.jpg

    San Pietro in Gessate

Постройки в Кремле

  • 1487-1491 - Грановитая (Большая Золотая) палата , совместно с Марко Руффо

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея ) с написью на латыни:

IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)

С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:

В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА

Напишите отзыв о статье "Солари, Пьетро Антонио"

Примечания

Литература

  • AA.VV., Arte e artisti dei laghi lombardi, Tipografia Editrice Antonio Noseda, Como 1959. - С. 423, 426, 427, 428-432, 435, 438.
  • Давыдов З. С. Звезды на башнях - М .: Советский писатель, 1963.
  • Земцов С. М.. Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века // Зодчие Москвы . - М .: Московский рабочий, 1981. - С. 59-68. - 302 с.

Отрывок, характеризующий Солари, Пьетро Антонио

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.
– Когда это графиня приедет, измучила меня совсем. Ты смотри ж, не говори ей всего, – обратилась она к Пьеру. – И бранить то ее духу не хватает, так жалка, так жалка!
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер) стояла по середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением.
– Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам…
Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
– Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.
– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.
Наташа видимо испугалась той мысли, которая могла притти Пьеру.
– Нет, я знаю, что всё кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё… – Она затряслась всем телом и села на стул.
Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?
– Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего – ничего не знаю… – Она опять заплакала.
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят.
– Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер.
Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
– Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду… – Пьер смутился.
– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
– Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей.
– Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением.
– Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

 

Возможно, будет полезно почитать: