Беседа с обучающимися "что есть красота". Воспитательный час "Что такое красота?" Диалог на тему что есть красота в

БЕСЕДА: «Красота: как ты это понимаешь?»

Цель: дать понятие красоты, учить различать красоту внешнюю и внутреннюю.

Приветствие:

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей….

Спасибо!

1. Прослушайте отрывок из песни Юрия Антонова и определите тему нашего разговора.

Живет повсюду красота:
Живёт не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке,
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
- Как вы поняли- о чём мы с вами будем сегодня говорить?

(Правильно, речь пойдёт о красоте )

- А как бы вы дали определение этому слову: что такое красота?

Дети отвечают .

- Молодцы! А теперь послушайте, какое определение этому слову даёт автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов:

«Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».

- Вспомните слова из песни Ю. Антонова и скажите:

О какой красоте говорится в ней?

/О красоте природы/

- А что в природе вам кажется красивым?

(// Животные, растения, реки и моря, весенний лес и золотая осень, лесные цветы и ягоды, закаты и восходы, зимний лес и летний дождь…//

- Так ли уж важна для нас и нужна нам красота природы? Как вы думаете?

//Ответы учащихся//

- С вами нельзя не согласиться. Послушайте, что об этом говорит певец и композитор: (зачитать )

Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей, как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она,наверно, неспроста.

Итак, красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.

А по отношению к человеку можем мы употреблять это слово – красота?

//Ответы учащихся//

В чём заключается красота человека?

//Ответы учащихся//

Задание. На столах в пакете карточки с написанными на них словосочетаниями. Поработайте с ними. Как можно их сгруппировать?

//Красивый нос, красивые глаза, красивые губы, красивые брови, прекрасные волосы, красивая причёска, нежная кожа, красивая душа, красивый поступок, милосердное отношение, добрый взгляд, трепетное отношение…//

На сколько групп разделили все предложенные карточки?

/на две/

Зачитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них?

/О внешней красоте/

От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?

(Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.)

- Зачитайте словосочетания второй группы.

О какой красоте идёт речь в них?

/О внутренней красоте./

Молодцы! Вы всё сделали правильно.

А знаете ли вы, что в старину слово «красный», кроме цвета, обозначало отношение к чему-либо: прекрасный, добротный, красивый .

«Серенькое утро – красен денёк».

«Красному утру не верь».

«Красн о говорит, а слушать нечего».

«На чужой стороне и весна не красна».

- Народные пословицы отразили такой взгляд на красоту человека: послушайте:

- «Не красна изба углами, а красна пирогами»

- Причём здесь пироги, когда говорим о красоте?

– Пословица прославляет труд, утверждает: человек красив, если трудится

- «Красна птица пером, а человек умом»

- Какое отношение к нашему разговору имеет эта пословица?

-«Не платье красит человека, а человек платье»;

- «Не тот красен, кто с лица ясен, а тот красен, кто душой прекрасен».

- «Душой прекрасен» - это о внутренней красоте человека.

А что это значит – красив душою?

//Ответы учащихся//

- О внутренней красоте человека размышляли многие писатели и поэты. Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка ».

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка,
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже скользит в любом ее движенье.
А если так, то что есть красота

Сосуд она, в котором пустота,

- Что представляли, когда слушали стихотворение?

Как вы понимаете выражение

« Младенческая грация души

Уже скользит в любом её движенье»?

(Грация =

1. Изящество, красота в движениях.

2. Красивая, грациозная девушка, женщина.)

Грация души – изящество, красота души (метафора)

(Девочка умеет принимать и понимать чужую радость, не завидовать тем, кто имеет больше, чем она. Душа девочки открыта миру, чужому счастью….)

- перечитайте последние строки стихотворения:

…что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Как бы вы ответили на поставленные вопросы? О каком сосуде идёт речь?

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы о вас сказали: у него красивая душа?

3. Заключительное слово учителя.

Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Лицо и одежда сразу видны – поэтому эти слова стоят на первом месте. Это внешняя оболочка человека, сосуд, который сразу заметен. Душа и мысли скрыты за внешней оболочкой. Это тот огонь, который способен согреть, спасти, помочь. Тот огонь, который делает душу красивой. Что же нужно, чтобы этот огонь в течение жизни не погас?

Рефлексия: предложить детям высказать своё мнение о занятии: поднять кружки с изображением «улыбка» или «огорчение».

Спасибо за работу


Коммунальное государственное учреждение «Специальная школа-интернат для умственно отсталых детей»

Воспитательный час

Тема: Что такое красота?

Цели: Формировать у детей представление о красоте человека и необходимой её составляющей - доброте, душевной щедрости. Развивать осмысленное восприятие, долговременную память, кругозор детей, мыслительную деятельность через беседы, обсуждения притчи, произведения А.С.Пушкина. Воспитывать нравственность, стремление к внутреннему самосовершенствованию.

Материал: Картинки, предметы для игры «Волшебный мешочек», мел в обертке конфеты.

Из словаря Ожегова: «Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».

    Организационный момент

    Сообщение темы и цели занятия

О чем пойдет наш дальнейший разговор? Какая тема нашего занятия, вы узнаете, послушав отрывок из одной сказки.

Угадайте имя героини, произносившей эти слова, название произведения и его автора.

Царица из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина)

Каждая из нас, вглядываясь в зеркало, не раз задавалась вопросом: красива ли я?

И так о чем мы будем говорить? О красоте.

Тема нашего занятия «Что такое красота»

Попробуем разобраться и понять, что такое красота и что значит красивый человек.

    Беседа по теме занятия.

Мы смотримся в зеркало, наряжаемся, одеваем красивую одежду, причесываемся… а для чего мы это делаем? Чтобы быть красивыми.

О какой красоте говорим мы? Это, какая красота? (внешняя)

Красота бывает внешняя. Это то, как человек выглядит: какие у него глаза, волосы, нос, фигура, походка и т.д. Если он привлекателен, смотреть на него

доставляет удовольствие, то можно сказать, что такой человек внешне красив.

2) Задание

Вспомним пословицу «встречают по одежке, ….»(провожают по уму)

Давайте проведем небольшой эксперимент. Скажите, что у меня в руке? (конфета). Давайте развернем ее и проверим, действительно ли это так (разворачиваем и видим кусок мела)

Люди часто делают ошибки, определяя содержимое по внешнему виду. Только не всегда за красивой оберткой находится конфетка.

Также и у людей: сначала мы воспринимаем человека глазами, затем знакомимся и общаемся, и, если человек нам нравится, он становится нашим другом, если же нет, то нет. Это значит, что как бы человек не был внешне красив, прекрасно одет, важнее в нем какая красота? Об этом мы узнаем, обсудив притчу.

Притча о слепом мальчике

Что же изображал на своих картинах слепой мальчик?

А что такое душа?

«Внутренний мир человека» - это личные качества человека,

который практически, невозможно определить по внешнему облику.

Как же они определяются?

Они проявляются в поступках, действиях, при общении. Это то, что у человека внутри, в душе. Если наполнена его душа, добротой, милосердием, отзывчивостью, заботой, вниманием, то человек внутренне красив. Если же в душе поселились злоба, зависть, грубость, черствость, эгоизм, то этот человек внутренне безобразен, уродлив, даже если он внешне красив.

Можно ли сказать, что барин в этой притче внешне красив? А можно ли его назвать внутренне красивым? Почему? Какие черты характера вы цените в человеке? Можно ли любить только за внешнюю красоту человека? Что бы вы пожелали этому человеку? (Ответы детей.)

3) Задание

Внутренняя красота по-другому называется...Расшифруйте, как она называется. (Открывается запись на доске.)

Я А Н В Е Ш У Д

Ответ. Душевная. Читаем, справа налево.

Как вы думаете, ребята, что важнее: иметь красивую внешность или красивую душу? (Отклик детей.)

Выходит, что внешняя красота неотделима и от качеств человека, которые говорят о его внутреннем мире, о его душе.

Итак, какого человека мы называем «красивым»?

Дети читают на доске высказывание А.П.Чехова

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»

Знаете ли вы такого человека? Встречали вы такого человека в своей жизни? Расскажите о нем. (Рассказы детей)

4) Задание

Сейчас мы с вами поиграем

Игра «Колечко красоты»

Дети становятся в круг. Воспитатель показывает колечко и говорит: «У меня есть колечко красоты. Стоит только направить его на любого человека, как в том сразу же высвечиваются, все лучшие черты характера и поступки, то есть все самое красивое, что есть у него в душе, вся его внутренняя красота». Дети вытягивают вперед, сложенные ладошки. Воспитатель, обходя детей по кругу, незаметно кладет кому- либо колечко в ладошки. Затем дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко, выходит на середину круга. Он должен прикоснуться к одному из детей колечком и рассказать о том, что красивого он видит в нем.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не услышит о себе что-то приятное.

5) Задание

Посмотрите на картинку и представьте, что к нам в группу пришел вот этот мальчик (на картинке неряшливо одетый мальчик)

Что вы можете сказать о нем? Грязный, неряшливый.

А если это будет вот такой мальчик (аккуратный, приятной наружности) ваше мнение изменится или нет?

А с кем из этих ребят вы хотели начать общаться? Почему? (потому что чистый, аккуратный)

Почему люди выглядят неряшливо? Правильно, необходимо следить за внешним видом, чистить зубы, умываться, принимать душ.. А какие предметы, помогают выглядеть, опрятно и красиво мы сейчас узнаем.

Игра «Волшебный мешочек »

Из мешочка дети по – очереди достают предмет с завязанными глазами и на ощупь угадывают, что это такое (зеркало, пуговицы, украшения- бусы, брошь, галстук, нитки, утюг, одежная щетка).

4. Итог: Каждый человек, даже самый красивый внутренне, иногда совершает в своей жизни ошибки. Но свои ошибки, надо уметь исправлять и не совершать их впредь. Только тот, кто научится это делать, станет по настоящему красивым человеком.

Скучно было Цветку стоять целыми днями на одной ножке посреди клумбы. Он вырос и распустил свои лепестки намного раньше остальных цветов, и поэтому общаться ему было совершенно не с кем. И вот, в один из дней, на него села незнакомая, очень красивая Бабочка. Она, наверное, прилетела издалека, потому что таких красивых крыльев Цветок еще ни-когда не видел. Пока Бабочка, сложив крылья, отдыхала, Цветок пожаловался ей на свое одиночество и рассказал о том, как скучно и невесело ему живется. Сжалилась Бабочка над оди-ноким Цветком. Она решила не лететь дальше, а поселиться поблизости. Ей захотелось почаще прилетать к Цветку и рас-сказывать ему о тех местах, где она уже успела побывать.

Теперь Бабочка помногу раз в день прилетала к Цветку с новостя-ми, а он, широко раскрыв лепестки, радостно встречал свою красивую гостью. Но однажды, ког-да Бабочки не было рядом, к Цветку по-дошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок сжался, задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предло-жил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спря-тался и стал дожидаться Бабочки. Вско-ре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и вос-кликнул:

Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Мне надо тебе кое-что сказать.

Как только Бабочка подлетела к Цвет-ку, она тут же оказалась в сачке. Она хотела выр-ваться из плена, но у нее ничего не получалось. Вдруг край сачка приподнялся, и Бабочка увидела руку, тянущуюся к ней. Чьи-то пальцы пытались ее схватить. Бабочка металась, билась крыльями и внезапно ей удалось вырваться на волю. Взлетев высоко, она оглянулась и увидела, что от удара сачка Цветок сло-мался. Он без движения лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим сломанным и молчащим дру-гом, и горько плача, говорила:

Это я виновата, это тебя из-за меня сломали, прости меня, Цветочек.

[?] - Кто из героев сказки был по-настоящему кра-сив душой и сердцем?

Как поступил Цветок по отношению к Бабочке? (Некрасиво и безобразно ).

А может быть, кто-то считает, что Цветок посту-пил красиво, ведь он спасал свою жизнь? (На ответ "да": если он поступил красиво, значит, вы хотели бы с ним дружить, если бы были Бабочкой ).

Вам понравился мальчик или нет? Почему?

Что важнее, красота души или красота внешняя?

Вывод: красивое нравится всем, а некрасивый, бе-зобразный поступок никому (почти всем) не нравится.

Как Красота на Хорька обиделась

В глубокой норе посреди леса жил Хорек, маленький черненький зверек, чуть больше обыкновенной белки. Бегал он все время грязный, шкурку свою не чис-тил, в нору всякий мусор со всего леса тащил, а объедки после еды не относил далеко и не закапывал, как это делают все, а прямо в норе разбрасывал. В кон-це концов, от Хорька стало так неприят-но пахнуть, что звери от него в разные стороны разбегались, а проходя мимо его норы, носы закрывали и от мух отмахи-вались. Только один Хорек ничего особен-ного не замечал, потому что привык так жить.

Однажды и Красота, спящая в серд-це Хорька, не выдержав такого отврати-тельного запаха, проснулась. То ли оби-делась она на такого грязнулю, то ли еще что-то случилось, но ночью, когда Хорек спал, покинула она его. Тут же Хорек стал во сне крутиться, морщиться и о чем-то скулить. Оказалось, что сон ему стал сниться какой-то уж очень некрасивый, где всякие скользкие неприятные улитки и слизняки за ним гоняются и облизать его хотят. Всю ночь Хорек убегал от сво-их скользких преследователей, а утром, когда проснулся и выглянул из норы, то очень удивился. Раньше солнце и лес ему нравились и он их считал красивыми, а теперь и солнце, и лес, и речка, и все ос-тальное стало каким-то некрасивым, и даже чуточку противным. Солнце нароч-но лучами слепило глаза, лес помогал ветру сильно шуметь и шелестеть, а реч-ка со своей холодной водой как будто бы специально хотела, чтобы у Хорька забо-лело горло. Даже все лесные жители ста-ли казаться какими-то нехорошими и не-красивыми, а от любимой еды Хорек те-перь морщился и кривился, потому что она все время оказывалась почему-то не-вкусной.

Целый день ходил Хорек недовольный и с очень плохим настроением, потому что ничего красивого вокруг себя не за-мечал. Ночью ему опять приснился не-красивый сон, а утром он снова встре-тился с некрасивыми друзьями, солнцем, лесом и речкой. Так продолжалось целый месяц.

Наверное, это лес по ночам шелес-тит, деревья раскачиваются, все мои кра-сивые сны распугивая, - как-то раз, про-снувшись рано утром, подумал Хорек, и тут же решил отправиться на поиски ти-хого и спокойного леса.

Идет Хорек и все голову задирает, смотрит, когда другой, хороший, лес нач-нется, который не станет с ветром бало-ваться и деревьями шуметь. Долго бы искал Хорек тихого леса, если бы вдруг на его пути не встретилась старая коря-га, торчащая из-под земли. Споткнулся Хорек об нее, упал больно на землю и вдруг увидел, что из него выкатилось что-то маленькое, черное, мохнатое и ужас-но пахнущее. Это существо тут же под-скочило к Хорьку и запищало:

Пусти меня к себе. У тебя в сердце тепло и темно, а здесь противное яркое солнце и шумный лес.

А ты кто? - спросил Хорек.

Я Безобразик, - сказало мохнатое существо. Ты со мной уже давно дружишь и кормишь меня.

Я тебя кормлю? - удивился Хорек.

Да, конечно. Мы, Безобразики, ра-стем с каждой некрасивой мыслью и по-ступком, а потом, когда вырастаем, мо-жем запросто заполнить собой все серд-це, и места в нем для Красоты уже не остается.

Так это, значит, ты все мои сны кра-сивые прогнал, - рассердился Хорек. -Так это, значит, из-за тебя я перестал Красоту вокруг замечать?

Хорьку сначала даже захотелось уку-сить Безобразика, но он не стал этого де-лать, а повернулся и быстро скрылся в лесу. Пока Хорек бежал назад, к своей норе, он все время вспоминал слова Бе-зобразика о том, что случается от некра-сивых мыслей и поступков. Теперь он знал, откуда все его неприятности, и ре-шил во чтобы то ни стало разыскать Кра-соту и вернуть ее в свое сердце.

Точно никому не известно, смог Хо-рек найти свою Красоту или нет, но толь-ко через некоторое время он сильно из-менился. Теперь он всегда ходит чистый, постоянно вылизывает и вычищает свою шкурку, содержит в чистоте нору и лю-бит подолгу греться на приятном и лас-ковом солнышке, любуясь звуками и крас-ками родного леса.

[?] - Как вы думаете, вернулась ли Красота в сердце Хорька?

Почему Красота покинула Хорька? (Ей надоел грязнуля, и ее вытеснил из сердца росший Безобразик).

Что бывает после того, как Красота покидает сер-дце? (Перестает радовать красивое, и кругом замеча-ешь одно безобразное).

Встречали ли вы людей, которые не замечают кра-соты природы, цветов, звуков?

Кому из вас знакома радость при встрече с пре-красным?

Может ли в сердце поселиться Безобразик, если мысли некрасивые, а дела обыкновенные? (Мысли рано или поздно превращаются в поступки)

Гадость-Пакость

Однажды среди дремучего леса, в глу-бине зловонного гниющего болота, среди пиявок, комаров и головастиков родилась Гадость-Пакость. Она пропиталась отвра-тительными запахами, насмотрелась на все гадкое и неприятное и, схватившись за большой всплывавший пузырь, подня-лась из глубины болота на поверхность. Скинув с себя налипшую тину и выпутав-шись из водорослей, Гадость-Пакость уце-пилась за пролетавший над болотом ве-тер и через день оказалась над большим незнакомым городом.

Очень быстро ей понравился город. Можно было с удовольствием послушать крики людей, насладиться ревом и шу-мом машин, а в глубоких люках на ули-цах можно было искупаться в грязных потоках дождевой воды. Выспавшись в мягкой куче мусора во дворе и позавтра-кав едким дымом из заводских труб, Га-дость-Пакость вдруг неожиданно заску-чала и решила поразвлечься и побезобразничать. Она стала подлетать ко всему подряд и дышать на все своей гадостью и обмазывать своей пакостью. Чистые лужи стали грязь в себя собирать и пач-кать людям обувь. Коты стали так громко и противно мяукать на крышах, что люди уши себе затыкали. Машины стали изо всех сил дымить, а собаки стали безоб-разничать, всех кусать и на всех рычать. Даже мусорницы на улице стали выпле-вывать мусор прямо под ноги людям.

Такого в городе еще никогда не было. Кругом стало грязно, неуютно, ужасно шумно и даже дышать из-за дыма было трудно. Только один Сема как будто не замечал этого безобразия. Он всю жизнь любил шлепать по лужам и противнее, чем кошки, пищать и визжать. Дым от машин ему нравился, а мусор на улице он и сам постоянно раскидывал. Заме-тила его Гадость-Пакость и решила с ним подружиться. Она выждала момент, ког-да Сема открыл рот, чтобы перекричать кошек, и влетела к нему через рот прямо в голову. Вскоре все в городе выздоро-вели и избавились от безобразия, толь-ко с Семой что-то неладное творилось, то язык показывал и кривляться начинал, то ругался и детей маленьких обижал. В общем, стыдно стало очень Семиной маме за своего сына и она повела его к врачам.

А врачи обнаружили у Семы очень редкую и опасную болезнь - пакостную мигрень. Из-за нее на ум гадкие и некра-сивые мысли приходят, всякие пакости хочется делать, а потом от этой болезни у человека медленно начинает каменеть сердце. Долго лечился Сема, а однажды его заставили выпить горькое-прегорькое лекарство, набрать побольше воздуха и закрыть рот и нос рукой. Стала Гадость-Пакость внутри Семы корчиться и кри-виться от горького лекарства, а вылететь не может. Так и превратилась она в обык-новенный воздух, только очень плохо пах-нущий. Выдохнул поскорее Сема этот воздух и сразу лучше себя почувствовал. А чтобы снова не заболеть пакостной мигренью, врач прописал Семе почаще обращать внимание на красоту вокруг и любоваться ею, потому что всем извест-но, что красота улучшает человека, ра-дость ему приносит и от многих болез-ней оберегает.

[?] - Почему Гадость-Пакость решила подружиться именно с Семой? (Ему не нужна была красота, а боль-ше нравились некрасивые, безобразные поступки).

Встречали ли вы детей, которым тоже не нужна красота и которые совсем не стараются поступать кра-сиво?

Кривляние, крики и визги, передразнивания кра-сивы, безобразны или так себе? (Если "так себе", то воп-рос: значит, вы не против, если вдруг все взрослые ста-нут себя вести некрасиво по отношению к вам, будут вас передразнивать и кричать на вас?).

Как можно заразиться пакостной мигренью? (От гадких, нехороших мыслей и желания делать безобраз-ное).

Как можно вылечиться от пакостной мигрени? (Держаться подальше от безобразия в себе и окружающем)

Беседа, 11 класс. Красота, гармония и целесообразность в природе

Цели : формировать знания о красоте природы, гармоническом соответствии её компонентов; развивать чувство прекрасного; воспитывать чувство любви к родной природе.

Ход беседы

Прекрасное проявляется во всех царствах природы, включая физическое совершенство человека, венчающее собой великий эволюционный ряд в развитии материального мира. Совершим путешествие по всем этим царствам с целью глубже узнать, что надо любить в природе и как обретать эту любовь.

Рассмотрим прекрасное в неорганической природе.

Мир камня . Многообразна и величава симфония форм и красок этого древнейшего образования планеты. Гранитные камни, взгорья и выступы, оставленные в наших северных краях ледниковой эпохой, красивы своими черноватыми, сероватыми и красноватыми тонами. Они как бы олицетворяют вековечность и незыблемость мира.

Заповедник «Столбы» (Красноярский край), образованный работой солнца, ветра и воды, поражает воображение причудливостью сказочных форм, а глыбы камней у подножия Ай-Петри в Крыму - своей хаотичностью. Японские «сады камней» вызывают наряду с эстетическим любованием и глубокие философские раздумья.

Камни самых разных цветов и оттенков всегда употреблялись для строительства домов, дворцов, храмов. Из этого материала создавалась белокаменная Москва. Розовый туф украшает сегодня столицу Армении.

Ослепительны по красоте камни, добываемые в подземном мире. Это минералы, драгоценные и полудрагоценные камни, праздничный хоровод самоцветов и кристаллов. Крупнейший советский учёный А. Е. Ферсман сложил своего рода гимн в честь камней, вобравших в себя всю красоту и гармонию мироздания.

Горы прекрасны, величавы, то есть эстетически значимы для нас.

Лучше гор могут быть

Только горы, на которых

Ещё не бывал.

В. Высоцкий

Альпинисты, которые с риском для жизни делают восхождения на труднодоступные вершины, не только закаляют своё тело и проверяют физическую выносливость, как они сами свидетельствуют, их властно, неотвратимо манит к себе неизведанная красота.

Горы делают живописным весь рельеф Земли.

Япония - Фудзияма

Африка - Килиманджаро

Америка - Анды

Европа - Альпы

Азия - Гималаи,

Саяны Кавказ - Казбек

Стоит мысленным взором на минуту «убрать» горы, как Земля предстанет более унылой и скудной, словно с неё будут сорваны торжественный наряд и суровые доспехи. Горы представляют собой величайшее эстетическое богатство природы. Впечатление от величественной красоты гор острее и полнее всего выразил русский художник Н. К. Рерих в своих картинах. Он явился единственным в своём роде творцом, который с громадной силой реализма отразил эту великую стихию, как неисчерпаемую эстетическую бесконечность и захватывающее дух первозданное зрелище.

Красота ландшафта. «Все земли прекрасны», - сказал Колумб. Каждая область земного шара прекрасна по-своему. Каждая страна света или географический район представляют собой уникальное сочетание естественных факторов, ритмов, цвета, движений.

С эстетических позиций прекрасны и тундра с её вечной мерзлотой, снегами, ягелем, буйством вешнего цветения трав и птичьим гнездовьем, и пустыня Сахара с её палящим солнцем, бесконечными песками, редкой растительностью и кочующим племенем таурегов, и Скандинавия с фьордами, туманами и дождями и т. д. Всюду живут люди и «впитывают» в себя эту красоту. Есть ещё и так называемые чудеса земли:

Огнедышащие вулканы;

Ниагарский водопад;

Большой каньон - величайшая долина в США;

Лавовые и карстовые пещеры, долина гейзеров на Камчатке.

Всё это редкостная, исключительная в своём роде красота, представляющая собой эстетические памятники природы.

Красота воды . Верно сказано, что в капле воды отражается целый мир. Дожди питают землю влагой. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взор, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветье неба, сверкание звёзд и сияние луны. Любовь к морю, без которого многие люди не мыслят себе жизни, есть одновременно любовь к его ни с чем не сравнимой красоте. Давно воспеты Балтийское свинцовое море, Средиземное лазурное море.

О Чёрном море А. С. Пушкин сказал:

Свободная стихия...

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Среди всех живописцев мира одним из лучших поэтов моря стал, по праву, И. К. Айвазовский. Он наиболее полно воссоздал основные состояния и превращения моря, его очаровывающую гладь, даль и волновую пучину. Художник отобразил эстетическое величие и богатство данного царства природы.

Красота неба . Огромную роль в образовании красоты природы играет лёгкая воздушная оболочка нашей планеты: она рассеивает прямые лучи солнца, порождая полусвет и полутень, бесчисленные цветовые переходы и рефлексы, воздушную перспективу и чарующие дали. Небо беспредельно в своих эстетических состояниях: лазурно-голубое, серое, пасмурное, грозовое, вечерние сумерки и нежный румянец зари, величественные восходы и закаты.

Импрессионисты художественно постигли диалектическую взаимосвязь предмета, цвета, света и воздушной среды, то есть «выразили» одну из величайших эстетических тайн природы.

Историческая справка . Импрессионизм - художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX века. Всё началось с картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872 г), которая была выставлена на одной из выставок в Париже в 1874 г. На картине изображён вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С лёгкой руки критика слово «впечатление» дало название творчеству участвовавших в выставке художников.

Повторение.

Какие чувства вы испытали на уроке?

Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Домашнее задание: Составить рассказ о поразившем вас уголке природы, когда-либо виденном вами. По возможности, принести рисунки, фотографии понравившихся пейзажей природы.

На уроке используются стихи поэтов, репродукции картин, фотографии рассмотренных компонентов природы в виде мультимедиапрезентации.

Беседа с обучающимися по теме: «Что есть красота?»

Добрый день, ребята. Все, о чем мы сегодня будем говорить, встречается нам ежедневно. Но из-за быстрого течения времени, мы просто часто не обращаем внимание на всё, что нас окружает. Итак, тема нашего разговора: «Что есть красота?»

Прежде, чем мы начнём наш разговор, я хотела бы определить некоторые правила нашей беседы: СЛАЙД № 2

Каждый в разговоре- активный участник;

Говорите, что думаете, но думайте, что говорите;

Выслушайте говорящего до конца;

Будьте терпимыми к мнению других;

Прежде чем спорить, продумайте главное, что Вы хотите доказать;

Наша цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;

В споре рождается истина.

Ну, что, начнём?

Слайд № 3

1.Как Вы понимаете слово «красота»? Какие ассоциации у Вас возникают?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

2.Подберите синонимы к слову красота.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

(восхитительный, пленительный, великолепный, ослепительный, обворожительный, бесподобный, видный, прекрасный, художественный, изящный, нарядный, дивный, роскошный, привлекательный, чудный, божественный, блестящий).

А вот так говорится в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

Слайд № 4

Красота - всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Слайд № 5

Предлагаю прослушать фрагмент песни Ю. Антонова «Живет повсюду красота»

О какой красоте идёт речь в этой песне?

Д. О красоте природы.

Скажите, а эта красота создана человеком? Прилагал ли человек свои усилия, чтобы создать природу?

Д. Нет. Природа создана либо Богом, либо космической эволюцией, а возможно ее создали инопланетные существа.

А что в природе вам кажется красивым?

(Животные, растения, реки и моря, весенний лес и золотая осень, лесные цветы и ягоды, закаты и восходы, зимний лес и летний дождь…

Важна ли для нас и нужна ли нам красота природы?

Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему. Давайте попробуем разобраться в этом…

Посмотрите на репродукции этих картин.

Слайд № 6

Известные русские художники, рисуя картины, сумели изобразить, как лучи солнца проникают сквозь листву берез, скользят по стволам деревьев, заставляют сверкать и переливаться сочную влажную зелень травы, как отражаются голубые небеса в глади озер и рек, как искрится серебристый снег на зеленых лапах сосен.

Это же чудо!

А только лишь художникам доступна способность особым языком передавать красоту природы? Или кто-то еще обладает таким даром?

Д: Да, таким даром обладают композиторы, музыканты. И с помощью звуков рисуют картины природы.

СЛАЙД № 7

Великий композитор Петр Ильич Чайковский, жил очень давно, но мы слушаем его музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать.

Что вы сейчас слышали?

Как вы считаете, эта музыка красива? Нужна ли нам такая красота, которую нам передают с помощью красок, звуков, слов. Изменяемся ли мы, когда видим, слышим и чувствуем «такую красоту»?

Д: Красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.

А по отношению к человеку мы можем употреблять слово красота?

Д: Да, конечно

Сегодня мне хочется рассказать вам одну притчу о красоте души.

Слайд № 8

Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.

Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?

В это время по улице шел знатный боярин.

А ну-ка, - сказал он, - напиши мне, малец, и мой портрет.

Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.

Я так и думал. - горделиво сказал он, - Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.

Люди молча расступились.

И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы до смерти, если бы не появился нищий-странник.

Остановись,- сказал он,- боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души. Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:

Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.

С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но, увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:

Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.

Да, но это только внешне.

Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:

СЛАЙД № 9

Добрый человек, - сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:

Этим я обязан тебе.

Вам понравилась притча?

А о чем она, ребята?

Правильно, старинная притча говорит нам о том, что красота человека проявляется через его поступки. Добро сделало боярина поистине красивым человеком. Но какая это была красота?

Д: внутренняя, душевная.

Слайд № 10

А теперь я обращаюсь к словам Антона Павловича Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Что в этих словах говорит о внешней, т. е. сразу видимой красоте?

Д: лицо и одежда

А какие слова говорят о внутренней красоте?

Д: душа и мысли

Какую красоту видел мальчик из притчи в боярине?

Д: душевную

Слайд № 11

Перед вами даны карточки со словосочетаниями о красоте в человеке.

Разделите эти словосочетания на 2 разные группы?

Красивый нос, красивые глаза, красивые губы, добрый взгляд,

красивые брови, милосердное отношение, красивый поступок, прекрасные волосы, красивая причёска, нежная кожа, красивая душа, трепетное отношение.

Зачитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них?

Д: О внешней красоте.

От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?

Д: Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.

Зачитайте словосочетания второй группы.

- О какой красоте идёт речь в них?

Д: О внутренней, духовной красоте.

А от чего зависит духовная красота?

Д: От культуры, от воспитания, от образования…

Молодцы! Вы всё сделали правильно.

Сейчас мы проведем небольшой эксперимент.

После его проведения мы поговорим о ваших впечатлениях.

Я приглашаю 3-х желающих подойти ко мне ближе.

На подносе у меня лежат 3 шоколадки. Первая шоколадка в яркой красочной обертке, вторая в менее красочной обертке, третья обернута в тетрадный лист. Я предлагаю каждому из вас выбрать 1 шоколадку, вернуться на свое место и развернуть шоколад.

(В яркой, красочной обертке оказывается пластилин. В менее красочной обертке - половина шоколадной плитки. В тетрадный лист завернута целая плитка шоколада).

- Что чувствовали, о чем думали до того, как развернули шоколад?

Д: …..

- Что почувствовали после?

- Чему научил нас этот эксперимент? Что вы поняли?

Д: Эксперимент помог нам наглядно убедиться в том, что не всегда яркое, красочное бывает действительно ценным.

Недаром русская народная пословица гласит: «Не все то золото, что блестит».

Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не представляют собой чего-либо ценного.

- Ребята, сегодня вы уже поняли, что не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.

Приходилось ли вам встречаться с некрасивыми людьми, обладающими прекрасными душевными качествами? Отталкивала ли вас их некрасивость?

Д:…

Влияет ли красота друга или подруги на ваши отношения?

Д:…

А на чью красоту или некрасивость мы никогда не обратим свое внимание, не придадим ему значение? Потому, что для нас они в любом случае всегда красивы.

СЛАЙД № 12

Д: на своих родных, любимых, близких.

Конечно, потому, что существует еще красота взаимоотношений:

В детстве между ребенком и родителями, в юности между молодым человеком и девушкой, в среднем возрасте между мужем и женой, в старости между дедушками и бабушками и внуками.

Это называется красота семейных отношений.

СЛАЙД № 13

И я надеюсь, что после нашей сегодняшней встречи, вы научитесь видеть и ценить настоящую красоту, которая поможет вам найти главные ценности в вашей жизни.

СЛАЙД № 14

СЛАЙД № 15 Спасибо за внимание!

 

Возможно, будет полезно почитать: