Кронштадтский морской кадетский корпус: отзывы, адрес, поступление. Морской кадетский корпус

1. Из истории Морского Кадетского корпуса

Хронологическая таблица истории Морского корпуса

· 1701 г. - Школа математических и навигацких наук

· 1715 г. - Академия Морской Гвардии

· 1752 г. - Морской Шляхетный Корпус

· 1802 г. - Морской Кадетский Корпус

· 1867 г. - Морское Училище

· 1891 г. - Морской Кадетский Корпус

· 1906 г. - Морской Корпус

· 1914 г. - Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича Корпус

· 1916 г. - Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище

История создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1969 г. Для комплектования флота национальными командными кадрами 14 января 1701 года последовал Высочайший Указ Петра Великого об учреждении в Москве школы «математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения». Школе повелено состоять в ведении Оружейной палаты, а в ученье набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». С июня 1701 г. школа размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне. Она насчитывала 200 учащихся и готовила специалистов не только для флота, но и для армии, а так же для гражданской государственной службы. На содержание школы с 1713 года положено было отпускать по 22456 руб. в год.

1-го октября 1715 г. Школа была переведена из Москвы в Санкт-Петербург, размещена, на берегу Невы в доме Кисина, где находился впоследствии Зимний Дворец и названа Академией Морской Гвардии. Петр Великий лично следил за ходом обучения своей «морской гвардии» и собственноручно написал перечень наук, чему должно было «учить детей». Первым директором был француз, барон Сент-Илер. С учреждением академии на содержание Московской навигационной школы было оставлено лишь 5600 рублей, а остальная сумма обращена на содержание академии. Школа просуществовала до 1752 года.

В 1752 г. Императрица Елизавета Петровна переименовала Академию в Морской Шляхетский корпус с тремя классами: старшим - гардемаринским (гардемарин - франц. - морская гвардия), и двумя кадетскими по образцу сухопутного корпуса, и более чем вдвое был увеличен отпуск денег на его содержание. Число воспитанников определено в 360 человек, в том числе и 120 гардемарин. После утверждения штата Морского корпуса, потребовалось дом Миниха расширить, к концу 1755 года главное здание с каменными флигелями было перестроено и построено вновь 7 деревянных флигелей, поварня и хлебная. Московскую Морскую Академию или Навигацкую Школу Адмиралтейств-коллегия решила в 1752 году закрыть, дворянских детей перевести в Морской Корпус, а детей разночинцев определить на обучение в портовые мастерские для комплектования штурманской роты.

В 1771 году все постройки корпуса сгорели, и он был переведен в Кронштадт, где оставался до 1796 года. Павел I, сохранивший и по вступлении на престол звание генерал-адмирала, в ноябре 1796 года выразил желание, чтобы колыбель флота Российского, Морской кадетский корпус, «была близко к генерал-адмиралу», и приказал перевести корпус в Санкт-Петербург.

В 1826 году число воспитанников корпуса было увеличено до 505, содержание до 341565 руб. Вообще царствование Императора Павла Петровича было для Морского Корпуса одним из самых счастливых годов его существования. В 1802 г. Император Александр I Морской Шляхетский корпус переформировал и назвал Морским Корпусом. В 1827 году при корпусе был учрежден офицерский класс.

В 1848 г. Император Николай I даровал корпусу Первого шефа Великого Князя генерала-адмирала Константина Николаевича и в числе кадет был поставлен в строй Великий Князь Александр Александрович.

В 1861 г. в Морском корпусе были установлены новые правила приема, которые впервые предусматривали конкурсные экзамены и так называемые пробные плавания - для предварительного знакомства с морским делом. В корпус принимались юноши в возрасте от 14 до 17 лет, при этом кроме дворянских детей правом поступления пользовались дети «потомственных почетных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников.

2 июня 1867 г. При Императоре Александре II и общей реформе военно-учебных заведений Морской корпус переименован в Морское училище и получил новый Устав Согласно Уставу Морского училища отнесенного к разряду высших учебных заведений, в него принимались юноши в возрасте 16 лет.

В 1891 г. Император Александр III переименовал снова в Морской Кадетский Корпус. Комплект воспитанников - 320. Всего 6 классов с годичным курсом в каждом. Три младших назывались общими, а три старших - специальными. Прием в корпус проводился по состязательному экзамену, причем преимущество имеют дети военных чинов Морского ведомства. Окончившие удовлетворительно полный курс производятся осенью по окончании кампании в мичманы, а неспособные к военно-морской службе награждаются гражданскими чинами X или XII класса.

С 1867 по 1900 год корпус подготовил 2392 офицера.

В 1906 г. Император Николай II дал Корпусу наименование Морского Корпуса. Вслед затем решено было младшие кадетские классы перевезти из Петербурга в Севастополь, где и приказано было выстроить на берегу Черного моря надлежащее здание.

Война с Японией вскрыла немало изъянов в подготовке командного состава флота. Главными из них были недостаточное знание морской техники и слабость тактической подготовки. Все это потребовало пересмотра и методов преподавания. В новом учебном плане и программах 1908 года главное внимание было обращено на изучение специальных (морских) предметов и на артиллерийскую подготовку. Численный состав корпуса определялся утвержденным штатом в 740 человек. Ежегодные выпуски до 1910 года составляли 80-90 человек. В 1911-1913 годах выпускали в среднем по 119 человек.

19 июля 1914 года Германия объявила России войну. Корпус, как и всю Россию, охватило чувство неописуемого патриотизма. 6 ноября 1914 года Государь лично принимал в Корпусе парад и назначил Шефом Наследника Цесаревича, после чего Корпус стал называться «Морским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпусом».

Вскоре было принято решение об открытии Морского Кадетского Корпуса в Севастополе. Высочайшее положение об открытии Корпуса было утверждено 26 октября 1915 года. Корпус был открыт в 1916 г. В его состав вошли общие классы, выделенные из Петроградского Морского Училища. Предполагалось, что Корпус будет состоять из четырех классов, каждый с годовым сроком обучения. Но, к сожалению, он не успел произвести ни одного выпуска, так как был упразднен 22 июля 1917 года постановлением Адмиралтейств Совета. Корпус был открыт вновь в октябре 1919 года, а в ноябре следующего был эвакуирован вместе с Черноморским Флотом и продолжил свою деятельность уже в эмиграции.

В 1916 г. Морской Корпус был снова переименован в Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище.

В 1917 г. после коммунистического переворота 25 октября, Морское Училище прекратило свое существование.

25 апреля 1995 г. Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга А. Собчака во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. №155_рп и совместного решения Министра обороны РФ и мэра Санкт-Петербурга от 31.03.95 г. было учреждено государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования - «Первый кадетский морской корпус».
1 октября 1995 г. 75 воспитанников 5 - 7 классов впервые были собраны в г. Санкт-Петербурге. После трехнедельных учебных сборов в пос. Комарова первая учебная рота прибыла в Кронштадт. С 25 октября 1995 г. начались занятия в отремонтированных помещениях здания по ул. Зосимова, д. 15.

22 ноября 1995 г. Кадетскому корпусу торжественно Первым Заместителем ГК ВМФ адмиралом И. Касатоновым было вручено Знамя Корпуса. Этот день стал Днем рождения Морского кадетского корпуса.
19 февраля 1996 г. Президент РФ издал Распоряжение «О создании Кронштадтского Морского Кадетского корпуса». Этот документ определил что КМКК создается в системе МО России и является образовательным учреждением среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола. Началось плановое комплектование КМКК до численности, указанной в Приказе МО РФ №310 от 27 августа 1996 г. - 700 обучающихся.

Сегодня в КМКК обучается около 700 воспитанников из всех регионов России. Большинство из них с честью несут высокое звание кадета Морского корпуса: хорошо учатся, добросовестно выполняют свои обязанности

Таким образом, Россия является морской державой. И потому не случайно первым ее учебным заведением, основанным Петром Великим, стала школа математических и навигацких наук… Много названий она сменила: морская академия, морской шляхетный кадетский корпус, морской кадетский корпус, морской корпус, морское училище, Все это время судьба Морского Кадетского корпуса тесно связана с судьбой нашей страны и Российского Императорского военно-морского флота. Из стен Корпуса вышло немало людей, ставших славой России на военном, научном, политическом поприще. Много событий произошло в стенах Морского Кадетского корпуса, были взлеты и падения, менялся статус кадет и преподавательский состав корпуса. В 1917 г. Морской Кадетский корпус прекратил своё существование.

В современных условиях, когда в стране идет обновление всех сфер жизнедеятельности человека, актуальность преобразований в системе обучения и воспитания военных кадров не вызывает никаких сомнений. Сейчас в нашем обществе со всей остротой возникает необходимость обращения к опыту, накопленному в нашей стране в этом архиважном вопросе в далеком и не так уж далеком, по историческим меркам, прошлом. Воссоздание в современной России Морского Кадетского корпуса со всей очевидностью подтверждает тот неоспоримый факт, что на протяжении довольно продолжительного отрезка в истории нашей страны и системе обучения и воспитания, будущих офицеров, сынов, преданных душой и телом родному Отечеству, существовал довольно серьезный изъян, устранить который стало возможным лишь на этапе демократизации нашего общества. Обновления, вызванные проводимыми в стране реформами, в том числе в военной области, потребовали коренного пересмотра всей системы обучения и воспитания военных кадров, переориентации их на жизнь в принципиально новых условиях. В полной мере это относится и к несению службы в качественно обновленных Вооруженных Силах. Отставание в этой области чревато тем, что в новом флоте будут служить те, кто не понял произошедших за последнее десятилетие перемен в российском обществе, а значит, вновь теория и практика будут не соответствовать друг другу. Чем все это чревато, хорошо известно. 21 век, в отличие от ушедшего века, изобилующего кровопролитными войнами, не даст нам возможности допускать просчеты, т. к. новое тысячелетие будет преимущественно техногенным и гуманным. Чтобы обеспечить надежную военную безопасность России в новых условиях, стране нужны хорошо обученные и воспитанные военные кадры. Они должны отвечать современным требованиям военного дела, быть подготовленными для действия в любых условиях и обстоятельствах, как того требует новая Военная доктрина.

Графика и ее возможности в преподавании ИЗО

«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».Дидро (1713 - 1784) История графики как вида искусств насчитывает уже несколько тысяч лет...

Изучение литературного произношения и правописания на уроках русского языка

В древнеславянском языке было 12 гласных, которые различались по долготе и краткости, интонациями, и около 20 согласных; в древнерусском языке ХI века было уже 9 гласных, которые различались только по долготе и краткости - без интонаций...

Использование современных информационных технологий с целью формирования и совершенствования речевых грамматических навыков учащихся средней общеобразовательной школы

Для того чтобы изучить возможности технологии «лингвистический корпус» с целью формирования и совершенствования речевых грамматических навыков учащихся нами было отобрано грамматическое явление для продуктивного усвоения в 8 классе...

Место и роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета

Кадетские роты (сотни) формируются по строевому расчету. Рота состоит из взводов по 20 воспитанников в каждом взводе. Взвод состоит из отделений по 10 воспитанников в каждом отделении. Руководство ротой осуществляется командиром роты (сотни)...

Место тестов в изучении истории

При подготовке к единому экзамену по истории от выпускника требуется привести исторические факты, термины, даты в систему. То есть выпускнику необходимы умения и навыки по работе с исторической информацией...

Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому...

Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе

Русская литература, как и многие другие национальные литературы, имеет уже многовековую историю. Она неразрывно связана с фактором времени. Писатели - классики и писатели - современники живут в контексте вечности и конкретного времени...

Результативность образовательного процесса в кадетском корпусе

Современная система образования направлена на решение важнейшей задачи - создание условий для достижения всеми обучающимися образовательных результатов...

Современные методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации...

Современный урок истории и требования к его проведению

В настоящее время актуальнее, чем раньше, стали слова: хорошие, качественные, эффективные уроки. Каждый учитель стремится их проводить. Но всегда ли они получаются? От чего это зависит? И что такое современный...

Социально-психологический портрет педагога дошкольного учреждения

Анализ отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения психологических свойств личности педагога, проблеме влияния личности взрослого на развитие личности ребенка показывает...

Традиционные и инновационные методы обучения иностранному языку

Проблема классификации методов обучения, определение системной организации является одной из наиболее сложных в истории и теории преподавания иностранных языков...

Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта

Изображение предметов известно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайской живописи «цветы-птицы»). Но первым собственно натюрмортом в станковой живописи признается картина венецианца Якопо де Барбари (1504)...

Внимание!

кадетской школы № 1700 («Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя») на базе бывшей кадетской школы создан "кадетский класс", сохраняющий лучшие традиции кадетской школы.

(Архивный материал)

Школа создавалась на основе опыта дореволюционных кадетских корпусов. морских спецшкол, подготовительных и нахимовских военно-морских училищ, появившихся в Советском Союзе в ходе и после окончания Великой Отечественной войны.

Учредителем Морского корпуса стал Московский комитет образования (ныне Департамент образования города Москвы). Материально-техническое обеспечение было осуществлено Северо-Западным окружным управлением образования, а шефом стал Черноморский флот.

На обучение принимаются ребята с 1 по 11 класс.

Кроме общеобразовательной программы, в корпусе есть специальные предметы такие, как морская начальная подготовка, шлюпочное дело, техническое устройство кораблей, морской протокол, радио дело.

С 2013 года в корпусе созданы два факультета, в связи с объединением воспитанников корпуса № 1721 – спецназовцев. Ребята получили возможность специальной физической подготовки. В корпусе одновременно обучаются более 650 человек.

Летняя тридцатидневная практика подразумевает обязательный выход подготовленных ребят в поход на шлюпках по Москве – реке до Волги, выезд в воинскую часть с освоением программы спецназа ГРУ на базе 22 –ой бригады СпН. Младшие классы осваивают просторы рек Карелии и курсы молодого бойца на различных полевых выходах.

Посвящение в кадеты.

В корпусе уделяется большое внимание гармоничному развитию творческих качеств воспитанников. Активно работает система дополнительного образования: хор «Морская душа» и «Морячок», Восточные языки, различные спортивные кружки.

Для интеллектуального развития работают кружки: «Юный экскурсовод» на базе корпусного музея «Москва и Флот», «Литературный салон». Технические кружки «Судомодельный» и «Стендовое моделирование», дают возможность творческим фантазиям детей и развитие моторики детских рук.

Корпусной домовой храм позволяет воспитанникам реально изучать историю религий и основы православной культуры.

Ежегодно кадеты корпуса достойно представляют свое учебное заведение на Парадах, проводимых в Москве. Активно участвуют в общественной культурной и патриотической жизни столицы.

Основной целью открытия Морского корпуса было создание нового вида образовательного государственного учреждения, соответствующего лучшим традициям российского кадетского воспитания, интеллектуального, нравственного,культурного, военно-патриотического и физического развития обучающихся подростков. Корпус является ежегодным участником торжественного марша, посвящённого историческому Параду на Красной Площади 7 ноября 1941 года

Профили обучения: Оборонно-спортивный

Прочие, нестандартные предметы:

военно-морской протокол и морская Доктрина РФ, основа государственной службы, основа православной культуры, основа общей культуры, начальная морская подготовка.

Изучаемые иностранные языки: Английский язык, Китайский язык, Корейский язык

Стоимость обучения: Бесплатно

Школа оснащена лабораториями и мастерскими. Школа работает в режиме полного дня, 3-х разовое бесплатное питание.

Классы :

Младшие (с 1 по 4 класс)

Средние (с 5-го по 9-й классы)

Старшие (с 10-го по 12-й классы)

Начальные (с 1-го по 4-й классы)

Внимание!

В всязи с реорганизацией путем присоединения к общеобразовательной школе № 1619 им. Цветаевой кадетской школы № 1700 («Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя») на базе бывшей кадетской школы создан "кадетский класс" , сохраняющий лучшие традиции кадетской школы.

В 1914 году было произведено два выпуска.

1-й выпуск: Приказ по флоту и Морскому ведомству № 144. 3-го мая 1914 года. Производятся: в корабельные гардемарины: гардемарины Морского корпуса и юнкера флота по морской части:

  • 1. Старший унтер-офицер МИЛЛЕР БОРИС ЛЮДВИГОВИЧ
  • 2. Фельдфебель БЕРГ АКСЕЛЬ ИВАНОВИЧ
  • 3. Фельдфебель ЗЕРНИН НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ-
  • 4. Старший унтер-офицер ЧЕЧОТТ РАФАЙЛ РАФАЙЛОВИЧ
  • 5. Старший унтер-офицер МЕДОВИКОВ ПЁТР ВЛАДИМИРОВИЧ
  • 6. Гардемарин БОЛОТИН ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ
  • 7. Младший унтер-офицер МНИНСКИЙ БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ
  • 8. Старший унтер-офицер БЕЛОБРОВ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ
  • 9. Младший унтер-офицер БУГАЕВ ГЕОРГИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ
  • 10. Старший унтер-офицер ПОЛОЖИНЦЕВ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 11. Младший унтер-офицер ЦИНГЕР АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
  • 12. Гардемарин ИВАНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 13. Гардемарин КАРЦОВ ГЕННАДИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ
  • 14. Гардемарин НОЛЬТЕЙН ЭРИХ ЕГОРОВИЧ
  • 15. Фельдфебель МАКАСЕЙ-ШИБИНСКИЙ ВСЕВОЛОД ГРИГОРЬЕВИЧ
  • 16. Старший унтер-офицер БОЛОГОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 17. Старший унтер-офицер ИВАНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 18. Старший унтер-офицер КЕДРОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
  • 19. Младший унтер-офицер ПЕРЕТЕРСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
  • 20. Младший унтер-офицер ТИМОФЕЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ
  • 21. Старший унтер-офицер КОВЕНКО ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 22. Старший унтер-офицер ПЛОТТО ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 23. Младший унтер-офицер ГИРЕНКО СЕМЁН НИКОЛАЕВИЧ
  • 24. Младший унтер-офицер ЖИТКОВ ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ
  • 25. Старший унтер-офицер МАЗУРОВ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ
  • 26. Старший унтер-офицер ЛАНГ МИХАИЛ МАКСИМИЛИАНОВИЧ
  • 27. Гардемарин МОРОЗОВ ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ
  • 28. Гардемарин ИВАНОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
  • 29. Младший унтер-офицер НЕСВИЦКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
  • 30. Гардемарин РООС ИРЬЕ-ИЛЬМОРИ-ГЕОРГИЙ АБЕЛОВИЧ
  • 31. Младший унтер-офицер МОЛЧАНОВ ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ
  • 32. Младший унтер-офицер ОЛЬШЕВСКИЙ АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ
  • 33. Старший унтер-офицер ИЛЬТОНОВ ГЕОРГИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
  • 34. Старший унтер-офицер БОДИСКО ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
  • 35. Гардемарин КОНДРАТОВИЧ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ
  • 36. Гардемарин ЦВЕТИНОВИЧ ВАДИМ СЕРГЕЕВИЧ
  • 37. Старший унтер-офицер КРЕЙЧМАН ДМИТРИЙ БОЛЕСЛАВОВИЧ
  • 38. Младший унтер-офицер ВИТТ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 39. Младший унтер-офицер КАЧУЛКОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 40. Младший унтер-офицер КУКУРАНОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ
  • 41. Старший унтер-офицер ШИМКОВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ
  • 42. Старший унтер-офицер БАРОНОВ МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ
  • 43. Гардемарин ВИТТЕ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
  • 44. Младший унтер-офицер ЖЕЛЕНИН БОРИС ИВАНОВИЧ
  • 45. Гардемарин НАГОРСКИЙ ПЁТР ПАВЛОВИЧ
  • 46. Гардемарин ЛЯТУР НАПОЛЕОН СТЕФАНОВИЧ
  • 47. Гардемарин МОЗОВСКОЙ БОРИС АРСЕНЬЕВИЧ
  • 48. Гардемарин ДУЛОВ АЛЕКСАНДР ПЛАТОНОВИЧ
  • 49. Гардемарин ЭФРОС СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ
  • 50. Гардемарин фон КРЮГЕР НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
  • 51. Гардемарин МОЦЕЕВСКИЙ ЧЕСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ
  • 52. Старший унтер-офицер ИВАШКЕВИЧ ВАЦЛАВ ВАЦЛАВОВИЧ
  • 53. Младший унтер-офицер ТИХОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
  • 54. Гардемарин АФИНСКИЙ АЛЕКСАНДР СЕВАСТЬЯНОВИЧ
  • 55. Гардемарин ШАХОВ ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
  • 56. Старший унтер-офицер ГОППЕ(ИРТЕНЕВ) НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
  • 57. Младший унтер-офицер РОГОЗИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
  • 58. Гардемарин МУДРОХ ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ
  • 59. Гардемарин БЕРЕСНЕВИЧ ЛЕОНИД АНТОНОВИЧ
  • 60. Старший унтер-офицер ГАНЕНФЕЛЬДТ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
  • 61. Младший унтер-офицер КРАУЗЕ ГЕРМАН МАКСИМИЛИАНОВИЧ
  • 62. Младший унтер-офицер ПРЖЕЗДЗЕЦКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 63. Гардемарин МОРАКИ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
  • 64. Гардемарин ГОРНЯКОВСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 65. Гардемарин САФОНОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
  • 66. Гардемарин ЦЫВИНСКИЙ ГЕОРГИЙ ГЕНРИХОВИЧ
  • 67. Гардемарин МОГУЧИЙ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ(АДАМОВИЧ)
  • 68. Гардемарин БАХТИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
  • 69. Гардемарин ПАВЛОВ ВСЕВОЛОД ФЁДОРОВИЧ
  • 70. Гардемарин ИВАНОВСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
  • 71. Гардемарин СМЕЛОВ ПЁТР ИВАНОВИЧ
  • 72. ГардемаринСОКОЛОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
  • 73. Гардемарин ВАСИЛЬЕВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 74. Гардемарин ГОРКОВЕНКО СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
  • 75. Гардемарин ФЁДОРОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
  • 76. Гардемарин КРАВКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ-
  • 77. Гардемарин КУДРЯВЦЕВ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ
  • 78. Гардемарин ПАРФЕНЕНКО ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 79. Гардемарин фон ГРИНРЕЙХ ГЕРБЕРТ КАРЛОВИЧ
  • 80. Гардемарин ЯКОБСОН АНТОН НИКОЛАЕВИЧ
  • 81. Гардемарин ЭНВАЛЬД БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ
  • 82. Гардемарин СЕРИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 83. Гардемарин ЗЕЙФАРТ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 84. Гардемарин ЗНАМЕНСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ
  • 85. Гардемарин ВОРОБЬЁВ ТИХОН ТИХОНОВИЧ
  • 86. Гардемарин ЛЮБИМОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ
  • 87. Гардемарин РАЛЛЬ ВСЕВОЛОД ФЁДОРОВИЧ
  • 88. Гардемарин ГРОСИЦКИЙ КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ
  • 89. Гардемарин СЕВАСТЬЯНОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 90. Юнкер флота ПУАРЭ ЮРИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ
  • 91. Юнкер флота ВИЛЬКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ИУСТИНОВИЧ
  • 92. Юнкер флота ЯНОВСКИЙ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
  • 93. Юнкер флота БАЛКАШИН ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
  • 94. Юнкер флота СЕРГИЕВСКИЙ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 95. Гардемарин ИЗДЕБСКИЙ ЛЮДОМИР МАРИАНОВИЧ
  • 96. Гардемарин РОМАШЕВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ
  • 97. Старший унтер-офицер КАЛИТЕЕВСКИЙ АНАСТАСИЙ НИКОЛАЕВИЧ
  • 98. Гардемарин ПЕЧАТКИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
  • 99. Гардемарин КРПИНСКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
  • 100. Гардемарин СЕМЁНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
  • 101. Младший унтер-офицер ПОЛТАНОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
  • 102. Гардемарин ЯВЛЕНСКИЙ КИРИЛЛ ВИКТОРОВИЧ
  • 103. Юнкер флота РОМАНЕНКО ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ
  • 104. Гардемарин БЕРСЕНЕВ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
  • 105. Гардемарин ЛУБЧЕНКО АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
  • 106. Гардемарин БУТКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ
  • 107. Гардемарин РОТАСТ ПЁТР МИХАЙЛОВИЧ
  • 108. Гардемарин ЧАПЛИН КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ
  • 109. Гардемарин БУТКОВСКИЙ СЕРГЕЙ ИГНАТЬЕВИЧ
  • 110. Гардемарин ТОВСТОЛЕС СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
  • 111. Гардемарин АВЧИННИКОВ ГЕОРГИЙ ЯКОВЛЕВИЧ
  • 112. Гардемарин БЕРГ КУРТ ФРИДРИФОВИЧ(ФЁДОРОВИЧ)
  • 113. Гардемарин АРХАНГЕЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
  • 114. Гардемарин МУСТЯЦ КОНСТАНТИН ЕВГЕНЬЕВИЧ
  • 115. Гардемарин ДМИТРИЕВ МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
  • 116. Гардемарин фон ЭРНСТ СЕРГЕЙ КАРЛОВИЧ
  • 117. Юнкер флота ВЛАДИМИРОВ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ
  • 118. Юнкер флота ОЛИМПИЕВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ
  • 119. Юнкер флота КОРОЛЬКОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 120. Юнкер флота ЧИЖ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
  • 121. Гардемарин КИЯШКИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
  • 122. Гардемарин ПОЛЕТИКА ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ
  • 123. Гардемарин ЗЯКИН ИВАН ЛЬВОВИЧ
  • 124. Гардемарин СЛАНСКИЙ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ
  • 125. Юнкер флота ШУЦМАН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
  • 126. Гардемарин НАЗАРЕВСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • 127. Юнкер флота ЛЕВГОВД РОМАН РОМАНОВИЧ
  • 128. Юнкер флота БОРОДИН ИВАН МИХАЙЛОВИЧ
  • 129. Юнкер флота СКУРСКИЙ ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ
  • 130. Юнкер флота КАНИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
  • 131. Юнкер флота КОЗЬМИН ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
  • 132. Юнкер флота БОЙЕ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
  • 133. Юнкер флота УШНЕВ ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ
  • 134. Гардемарин КАМЕНЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
  • АГАПЕЕВ Александр Владимирович
  • де АНТУАНИ Николай Николаевич (род.1894 год)
  • БАЛЬ Евгений Петрович
  • БЕКЕТОВ Николай Алексеевич (ум в 1964 году)
  • БЕЛАНОВСКИЙ Николай Александрович
  • БЕЛИНА-СКУПЕНСКИЙ Евгений
  • БЛОХИН Платон Константинович
  • БОГАЕВСКИЙ Павел Леонидович
  • БОЛОГОВСКИЙ Николай Николаевич
  • БУНИМОВИЧ Яков Евгениевич
  • БУТОВИЧ Михаил Михайлович
  • ВАВИЛОВ Борис Николаевич (ум. В 1954 году)
  • ВЕЙСЕНГОФ Петр Николаевич
  • ВЕЛЕЦКИЙ Евгений Сергеевич
  • ВЕНКСТЕРН Сергей
  • ВИКСБЕРГ Фридрих Эдуардович (1893-1921)
  • ВИЛЬГЕЛЬМИС Алексей
  • фон ВИРЕН Вильмс Эдуардович (ум. В 1956 году)
  • ВИРЕН Георгий Робертович
  • ВИТТЕ Михаил Владимирович
  • ВОЛОШКЕВИЧ Виктор Иванович (ум. В 1951 году)
  • ВОЩИНИН Николай Николаевич
  • ГАЛАНИН Иван Валерианович (ум. В 1945 году)
  • ГАЛАФРЕ Георгий Михайлович
  • ГЕССЕЛЬ Игорь Васильевич (1894-1964), на канонерку «ГИЛЯК»
  • ГИППИУС Георгий Борисович
  • ГИРШФЕЛЬД Сергей Васильевич (род.1894 год)
  • ГОНЧАРЕВСКИЙ Евгений Иванович
  • ГЛУХОВСКИЙ Петр Донатович
  • ДАВЫДОВ Георгий Иванович
  • ДЕНИСОВ Михаил Константинович
  • фон ДИТМАР Борис Георгиевич
  • ДМИТРИЕВ Борис Дмитриевич
  • ДМИТРИЕВ Георгий Дмитриевич
  • ДОБРОВОЛЬСКИЙ Леонид Леонидович
  • ДОЛГОВ Михаил Михайлович
  • ДУБРОВСКИЙ Андрей Андреевич
  • ДУДКИН Николай Федорович
  • ЕВДОКИМОВ Владимир Владимирович
  • ЕВДОКИМОВ Петр Александрович (1894-1965)
  • ЕРМОЛАЕВ Василий Васильевич
  • ЖИЛИН Аркадий Михайлович
  • ЖУК Александр Александрович
  • ЗАБЕЛИН Сергей Петрович
  • ЗАБОЛОТСКИЙ Сергей Константинович
  • ЗАВЬЯЛОВ Александр Алексеевич
  • ЗАЙЦЕВСКИЙ Игорь Николаевич (род.1894 год)
  • ЗАЙЦЕВСКИЙ Олег Николаевич (1894-1970)
  • ИЛЬИН Николай Иванович (1895-1972), оставлен в корпусе помощником командира роты
  • ИСПОЛАТОВ Николай Петрович
  • КАЗАКОВ Владимир Николаевич (род.1892 год)
  • КАЗИЦИН Алексей Александрович
  • КАЗМИЧЁВ Яков Павлович
  • КАЛАКУЦКИЙ Петр Семенович
  • КАЛИНОВИЧ Борис Александрович (1894-1982)
  • КАНЕВСКИЙ Михаил Васильевич
  • КВЯТКОВСКИЙ Валериан Иосифович
  • КИНДЯКОВ Сергей Сергеевич
  • КИСЛИЦКИЙ Борис Михайлович (род.1895 год), на линкор «ПЕТРОПАВЛОВСК»
  • КЛИЕНТОВСКИЙ Сергей
  • КЛОПОВ Петр Иванович (1893-1922), на подводную лодку «КАРАСЬ»
  • КОВТУНОВИЧ Илья Дмитриевич
  • КОЗИЦКИЙ Николай Иванович
  • КОЛЕН Георгий Георгиевич (род.1893год)
  • КОНОВАЛОВ Борис Давыдович (1893-1961)
  • КОПТЕЛОВ Александр Андреевич
  • КОРЕНЕВ Владимир Александрович
  • КОРЗУН Георгий Сигизмундович
  • КОРИБУТ-КУБИТОВИЧ Георгий
  • КОСТЕНКО-РАДЗИЕВСКИЙ Владимир Александрович
  • КОСТЫЛЕВ Лев Владимирович
  • КОЦЮБИНСКИЙ Николай Александрович
  • КРАУЗЕ Герман Максимович
  • КРИЖАНОВСКИЙ Константин
  • КУЗНЕЦОВ Аполлон Александрович
  • КУРОВ Сергей Владимирович
  • КУРОЕДОВ Петр Сергеевич
  • ЛЕБЕДЕВ Петр Владимирович
  • ЛЕВИЦКИЙ Павел Павлович
  • ЛЕММЛЕЙН Василий Васильевич
  • ЛЕСГАФТ Вадим Борисович (1894-1953), в Моозундскую береговую артиллерию
  • ЛИСАНЕВИЧ Георгий Николаевич (род.1894 год), в Минный офицерский класс
  • ЛОВЯГИН Антон Иванович
  • ЛОМИКОВСКИЙ Георгий Михайлович
  • ЛЯПИДЕВСКИЙ Владимир Васильевич
  • ЛЯПИН Вадим Евгеньевич
  • МАКСИМОВИЧ Георгий Михайлович
  • МАЛЯРЕВСКИЙ Николай Владимирович
  • МАНДРЫКА Михаил Иванович
  • МАРКОВ Василий Иванович (ум. В 1921 году)
  • МАРТЫНОВ Георгий Сергеевич
  • МАТВЕЕВ Георгий Константинович
  • МАТУСЕВИЧ Александр Николаевич
  • МЕЙ Петр Иванович
  • МРИСЕЕВ Павел
  • МУХИН Григорий Павлович
  • МЯСИЩЕВ Анатолий Николаевич
  • НАДИКТ-РЕЗУНОВ Александр Александрович
  • НЕЧВОЛОДОВ Дмитрий Владимирович
  • НИКИТИН Владимир Сергеевич
  • ОЛТАРЖЕВСКИЙ Всеволод Станиславович
  • ПАВЛОВ Евгений Васильевич
  • ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ Александр Сергеевич (род.1893 год)
  • ПИЛИПЕНКО Николай Владимирович
  • ПЛАВСКИЙ Евгений Александрович
  • ПЛЕХАНОВ Валентин Михайлович
  • ПЛОТНИКОВ Сергей Александрович
  • ПОКРОВСКИЙ Александр Алексеевич
  • ПОЛЕНОВ Лев Андреевич
  • ПОЛУБИНСКИЙ Анатолий Анатольевич
  • ПОТОЦКИЙ Александр Павлович
  • ПРАЖМОВСКИЙ Георгий Арсеньевич
  • ПРОКОФЬЕВ (Прокофьев-Северский) Александр Николаевич (1894-1974), в морскую авиационную школу
  • ПЫХТЕЕВ Александр Иванович
  • РОМАН Артур Акселевич
  • РОСЛАВЕЦ Петр Васильевич
  • РОСЛЯКОВ Константин Александрович
  • РОСБЕРГ Эрнест
  • РЮМИНСКИЙ Владимир Вячеславович
  • САБУРОВ Николай Александрович (пог. В 1915 году), на эскадренный миноносец «ЛЕТУЧИЙ»
  • САВИН Владимир Владимирович
  • САРАНЧЁВ Александр Иванович
  • САХАРОВ Николай Иванович
  • СЕКЕРИН Сергей Владимирович
  • СЕНИКОВ Константин
  • СИДЕНСНЕР Александр Александрович (1895-1938)
  • СКРЫПИЦЫН Константин Владимирович
  • СЛАВИНСКИЙ Николай
  • СОВИНСКИЙ Вячеслав Николаевич
  • СОКОЛОВ Сергей Павлович
  • СОКОЛОВСКИЙ Андрей Григорьевич
  • барон СОЛОВЬЁВ Николай Николаевич
  • СОТНИКОВ Сергей Павлович
  • СТАШКЕВИЧ Владимир Станиславович (пог. В 1940 году)
  • СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Иван Иванович
  • СЫПЯНКО Сергей Александрович
  • ТАНЕВСКИЙ Кирилл Иосифович
  • ТАРАНОВСКИЙ Александр Владимирович
  • ТЕВЯШЁВ Георгий Александрович
  • ТРАХТЕНБЕРГ Георгий Иосифович
  • УСПЕНСКИЙ Владимир Владимирович (род.1893 год)
  • УСПЕНСКИЙ Николай
  • ФЕДОРОВСКИЙ Василий Митриевич
  • барон ФИТИНГОФ Ричард Брунович
  • ХОЛМСКИЙ Николай Николаевич
  • ЦВЕТКОВ Михаил Михайлович
  • ЧЕРЕЙСКИЙ Петр Станиславович
  • ЧЕХОВ Георгий Владимирович (1893-1961)
  • ЧИГАЕВ Борис Николаевич
  • ЧИЖОВ Артемий Петрович
  • ЧОШИН Александр Ильич
  • ШАБАЛИН Степан Зиновьевич (род. 1870 год) – по экзамену подпоручиком по адмиралтейству
  • ШАМОНИН Георгий Владимирович
  • ШВАРЦ Владимир Сергеевич (род.1892 год)
  • ШИГАЕВ Владимир Иванович (род.1894 год)
  • ШИМКЕВИЧ Николай Антонович (род.1894 год)
  • ШРЕДЕР Георгий Августович (род.1891 год), на эсминец «КАПИТАН БУРАКОВ»
  • ШТЕЙНГЕТТЕР Георгий Всеволодович (род. 1893 год)
  • ЩЕПОТЬЕВ Борис Александрович (род. 1893 год)
  • ЮДИЧЕВ Всеволод Григорьевич (род. 1892 год)
  • ЮЗЬВИКЕВИЧ Фаддей Густавович (род. 1894 год)
  • ЯКИМАНСКИЙ Сергей Евлампиевич

Хронологическая таблица истории Морского корпуса

· 1701 г. - Школа математических и навигацких наук

· 1715 г. - Академия Морской Гвардии

· 1752 г. - Морской Шляхетный Корпус

· 1802 г. - Морской Кадетский Корпус

· 1867 г. - Морское Училище

· 1891 г. - Морской Кадетский Корпус

· 1906 г. - Морской Корпус

· 1914 г. - Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича Корпус

· 1916 г. - Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище

История создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1969 г. Для комплектования флота национальными командными кадрами 14 января 1701 года последовал Высочайший Указ Петра Великого об учреждении в Москве школы «математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения». Школе повелено состоять в ведении Оружейной палаты, а в ученье набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». С июня 1701 г. школа размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне. Она насчитывала 200 учащихся и готовила специалистов не только для флота, но и для армии, а так же для гражданской государственной службы. На содержание школы с 1713 года положено было отпускать по 22456 руб. в год.

1-го октября 1715 г. Школа была переведена из Москвы в Санкт-Петербург, размещена, на берегу Невы в доме Кисина, где находился впоследствии Зимний Дворец и названа Академией Морской Гвардии. Петр Великий лично следил за ходом обучения своей «морской гвардии» и собственноручно написал перечень наук, чему должно было «учить детей». Первым директором был француз, барон Сент-Илер. С учреждением академии на содержание Московской навигационной школы было оставлено лишь 5600 рублей, а остальная сумма обращена на содержание академии. Школа просуществовала до 1752 года.

В 1752 г. Императрица Елизавета Петровна переименовала Академию в Морской Шляхетский корпус с тремя классами: старшим - гардемаринским (гардемарин - франц. - морская гвардия), и двумя кадетскими по образцу сухопутного корпуса, и более чем вдвое был увеличен отпуск денег на его содержание. Число воспитанников определено в 360 человек, в том числе и 120 гардемарин. После утверждения штата Морского корпуса, потребовалось дом Миниха расширить, к концу 1755 года главное здание с каменными флигелями было перестроено и построено вновь 7 деревянных флигелей, поварня и хлебная. Московскую Морскую Академию или Навигацкую Школу Адмиралтейств-коллегия решила в 1752 году закрыть, дворянских детей перевести в Морской Корпус, а детей разночинцев определить на обучение в портовые мастерские для комплектования штурманской роты.

В 1771 году все постройки корпуса сгорели, и он был переведен в Кронштадт, где оставался до 1796 года. Павел I, сохранивший и по вступлении на престол звание генерал-адмирала, в ноябре 1796 года выразил желание, чтобы колыбель флота Российского, Морской кадетский корпус, «была близко к генерал-адмиралу», и приказал перевести корпус в Санкт-Петербург.

В 1826 году число воспитанников корпуса было увеличено до 505, содержание до 341565 руб. Вообще царствование Императора Павла Петровича было для Морского Корпуса одним из самых счастливых годов его существования. В 1802 г. Император Александр I Морской Шляхетский корпус переформировал и назвал Морским Корпусом. В 1827 году при корпусе был учрежден офицерский класс.

В 1848 г. Император Николай I даровал корпусу Первого шефа Великого Князя генерала-адмирала Константина Николаевича и в числе кадет был поставлен в строй Великий Князь Александр Александрович.

В 1861 г. в Морском корпусе были установлены новые правила приема, которые впервые предусматривали конкурсные экзамены и так называемые пробные плавания - для предварительного знакомства с морским делом. В корпус принимались юноши в возрасте от 14 до 17 лет, при этом кроме дворянских детей правом поступления пользовались дети «потомственных почетных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников.

2 июня 1867 г. При Императоре Александре II и общей реформе военно-учебных заведений Морской корпус переименован в Морское училище и получил новый Устав Согласно Уставу Морского училища отнесенного к разряду высших учебных заведений, в него принимались юноши в возрасте 16 лет.

В 1891 г. Император Александр III переименовал снова в Морской Кадетский Корпус. Комплект воспитанников - 320. Всего 6 классов с годичным курсом в каждом. Три младших назывались общими, а три старших - специальными. Прием в корпус проводился по состязательному экзамену, причем преимущество имеют дети военных чинов Морского ведомства. Окончившие удовлетворительно полный курс производятся осенью по окончании кампании в мичманы, а неспособные к военно-морской службе награждаются гражданскими чинами X или XII класса.

С 1867 по 1900 год корпус подготовил 2392 офицера.

В 1906 г. Император Николай II дал Корпусу наименование Морского Корпуса. Вслед затем решено было младшие кадетские классы перевезти из Петербурга в Севастополь, где и приказано было выстроить на берегу Черного моря надлежащее здание.

Война с Японией вскрыла немало изъянов в подготовке командного состава флота. Главными из них были недостаточное знание морской техники и слабость тактической подготовки. Все это потребовало пересмотра и методов преподавания. В новом учебном плане и программах 1908 года главное внимание было обращено на изучение специальных (морских) предметов и на артиллерийскую подготовку. Численный состав корпуса определялся утвержденным штатом в 740 человек. Ежегодные выпуски до 1910 года составляли 80-90 человек. В 1911-1913 годах выпускали в среднем по 119 человек.

19 июля 1914 года Германия объявила России войну. Корпус, как и всю Россию, охватило чувство неописуемого патриотизма. 6 ноября 1914 года Государь лично принимал в Корпусе парад и назначил Шефом Наследника Цесаревича, после чего Корпус стал называться «Морским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпусом».

Вскоре было принято решение об открытии Морского Кадетского Корпуса в Севастополе. Высочайшее положение об открытии Корпуса было утверждено 26 октября 1915 года. Корпус был открыт в 1916 г. В его состав вошли общие классы, выделенные из Петроградского Морского Училища. Предполагалось, что Корпус будет состоять из четырех классов, каждый с годовым сроком обучения. Но, к сожалению, он не успел произвести ни одного выпуска, так как был упразднен 22 июля 1917 года постановлением Адмиралтейств Совета. Корпус был открыт вновь в октябре 1919 года, а в ноябре следующего был эвакуирован вместе с Черноморским Флотом и продолжил свою деятельность уже в эмиграции.

В 1916 г. Морской Корпус был снова переименован в Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище.

В 1917 г. после коммунистического переворота 25 октября, Морское Училище прекратило свое существование.

25 апреля 1995 г. Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга А. Собчака во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. №155_рп и совместного решения Министра обороны РФ и мэра Санкт-Петербурга от 31.03.95 г. было учреждено государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования - «Первый кадетский морской корпус». 1 октября 1995 г. 75 воспитанников 5 - 7 классов впервые были собраны в г. Санкт-Петербурге. После трехнедельных учебных сборов в пос. Комарова первая учебная рота прибыла в Кронштадт. С 25 октября 1995 г. начались занятия в отремонтированных помещениях здания по ул. Зосимова, д. 15.

22 ноября 1995 г. Кадетскому корпусу торжественно Первым Заместителем ГК ВМФ адмиралом И. Касатоновым было вручено Знамя Корпуса. Этот день стал Днем рождения Морского кадетского корпуса.19 февраля 1996 г. Президент РФ издал Распоряжение «О создании Кронштадтского Морского Кадетского корпуса». Этот документ определил что КМКК создается в системе МО России и является образовательным учреждением среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола. Началось плановое комплектование КМКК до численности, указанной в Приказе МО РФ №310 от 27 августа 1996 г. - 700 обучающихся.

Сегодня в КМКК обучается около 700 воспитанников из всех регионов России. Большинство из них с честью несут высокое звание кадета Морского корпуса: хорошо учатся, добросовестно выполняют свои обязанности

Таким образом, Россия является морской державой. И потому не случайно первым ее учебным заведением, основанным Петром Великим, стала школа математических и навигацких наук… Много названий она сменила: морская академия, морской шляхетный кадетский корпус, морской кадетский корпус, морской корпус, морское училище, Все это время судьба Морского Кадетского корпуса тесно связана с судьбой нашей страны и Российского Императорского военно-морского флота. Из стен Корпуса вышло немало людей, ставших славой России на военном, научном, политическом поприще. Много событий произошло в стенах Морского Кадетского корпуса, были взлеты и падения, менялся статус кадет и преподавательский состав корпуса. В 1917 г. Морской Кадетский корпус прекратил своё существование.

В современных условиях, когда в стране идет обновление всех сфер жизнедеятельности человека, актуальность преобразований в системе обучения и воспитания военных кадров не вызывает никаких сомнений. Сейчас в нашем обществе со всей остротой возникает необходимость обращения к опыту, накопленному в нашей стране в этом архиважном вопросе в далеком и не так уж далеком, по историческим меркам, прошлом. Воссоздание в современной России Морского Кадетского корпуса со всей очевидностью подтверждает тот неоспоримый факт, что на протяжении довольно продолжительного отрезка в истории нашей страны и системе обучения и воспитания, будущих офицеров, сынов, преданных душой и телом родному Отечеству, существовал довольно серьезный изъян, устранить который стало возможным лишь на этапе демократизации нашего общества. Обновления, вызванные проводимыми в стране реформами, в том числе в военной области, потребовали коренного пересмотра всей системы обучения и воспитания военных кадров, переориентации их на жизнь в принципиально новых условиях. В полной мере это относится и к несению службы в качественно обновленных Вооруженных Силах. Отставание в этой области чревато тем, что в новом флоте будут служить те, кто не понял произошедших за последнее десятилетие перемен в российском обществе, а значит, вновь теория и практика будут не соответствовать друг другу. Чем все это чревато, хорошо известно. 21 век, в отличие от ушедшего века, изобилующего кровопролитными войнами, не даст нам возможности допускать просчеты, т. к. новое тысячелетие будет преимущественно техногенным и гуманным. Чтобы обеспечить надежную военную безопасность России в новых условиях, стране нужны хорошо обученные и воспитанные военные кадры. Они должны отвечать современным требованиям военного дела, быть подготовленными для действия в любых условиях и обстоятельствах, как того требует новая Военная доктрина.


Пожалуй самая сложная для меня тема: МОРСКОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС. Материалов и документов относящихся к истории Корпуса существует довольно много и фототографии постоянно всплывают из различных источников: музейные и из частных архивов. Подсобрал и я немного интересных и довольно редких снимков.
Итак, МОРСКОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС.

Краткая история Корпуса.
ОСНОВАНИЕ: - 1701 ГОДА.
ПРАЗДНИК: - 6-го НОЯБРЯ СВ. ПАВЕЛ ИСПОВЕДНИК.

Основана Царем Петром I в 1701 г. 14 января в Москве в Сухаревой башне «Школа математических и навигационных наук», для подготовки молодых людей к морской службе.
1-го октября 1715 г. Школа была переведена из Москвы в Санкт-Петербург, и помещена, на берегу Невы в доме Кисина, где находился впоследствии Зимний Дворец и названа АКАДЕМИЕЙ МОРСКОЙ ГВАРДИИ.
В 1752 г. Императрица Елизавета Петровна переименовала Академию в Морской Шляхетский корпус с тремя классами:
старшим - гардемаринским и двумя кадетскими.
В 1802 г. Император Александр I Морской Шляхетский корпус переформировал и назвал Морским Корпусом. В 1848 г. Император Николай I даровал корпусу Первого шефа Вел. Кн. генерала-адмирала Константина Николаевича и в числе кадет был поставлен в строй Вел. Кн. Александр Александрович.
В 1867 г. Император Александр II переименовал Морской Корпус в Морское Училище.
В 1891 г. Император Александр III переименовал снова в Морской Кадетский Корпус.
В 1906 г. Император Николай II дал Корпусу наименование Морского Корпуса. Вслед затем решено было младшие кадетские классы перевезти из Петербурга в Севастополь, где и приказано было выстроить на берегу Черного моря надлежащее здание.
В 1914 г. Морскому корпусу был пожалован шеф: Наследник Цесаревич Алексей Николаевич.
В 1916 г. Морской Корпус был снова переименован в Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище.
В 1917 г. после коммунистического переворота 25 октября, Морское Училище прекратило свое существование.
В 1917 г. из гардемаринов и кадет Морского Училища и гардемаринов Гардемаринских классов, находившихся в плавании, основано Владивостокское Морское Училище, просуществовавшее до 1920 года.
В 1919 году на юге России, занятом Добровольческой Армией, из гардемаринов и кадет Морского Училища был
сформирован по приказу ген. Деникина Севастопольский Кадетский Корпус, просуществовавший до 1920 года.
В 1920 г. Владивостокское Морское Училище и Севастопольский Морокой Корпус слились в Бизертский Морской Корпус, просуществовавший до 1925 года.

ФОРМА: - морская, белые погоны с золотым прикладом.


У кадет на белых погонах трафаретный вензель шефа; у гардемаринов вдоль погонов юнкерские золотые нашивки и
накладной золотой якорь. Черные брюки и черные мундиры с золотыми галунами на откладных воротниках и на
обшлагах рукавов.

У гардемарин на черных кожаных поясах, черные морские палаши с кожаными темляками. У кадет и гардемаринов черная морская бескозырка с тремя белыми кантами, кокардою на тулье и черной лентой с золотой надписью училища. Черные шинели с белыми погонами и черными петлицами. Зимою синяя галанка с узкими белыми погонами. Летом, белые морские рубашки с синими воротниками.
У фельдфебеля офицерская морская черная фуражка с тремя белыми кантами и офицерский палаш.

ОТЛИЧИЕ: - Гвардейское обыкновенное знамя.
Серебренный нагрудный знак для ношения на левой стороне.

СТОЯНКА: - Петроград, Васильевский Остров.
ОСНОВАТЕЛЬ МОРСКОГО КОРПУСА: Имп. Петр Великий и Главный Помощник Петра Великого по созданию и
руководству Русского флота: - ген.-адмирал гр. Апраксин.
Питомцы Морского Корпуса:
АДМИРАЛ СПИРИДОНОВ, - видный участник Хиосского сражения.
Гр. ОРЛОВ ЧЕСМЕНСКИЙ, - победитель у Чесмы и Хиосса.
Адмирал Ушаков, Синявин, гр. Гейден.
Адмирал Лазарев, - исследователь Южного ледовитого океана и создатель Лазаревской школы, давшей знаменитых адмиралов-победителей: НАХИМОВА, КОРНИЛОВА, ИСТОМИНА, НОВОСИЛЬСКО-ГО, БУТАКОВА, ЛИХАЧЕВА, и др. видных адмиралов русского флота.
Вице-адмирал 3. П. Рождественский.
Адмирал ЭССЕН, - герой Порт Артура.
Адмирал КОЛЧАК.
Августейший Дед Ее Высочества Княжны Веры Константиновны, ЕИВ Вел. Кн. КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ, - ген.-лейт. адмирал и создатель русского парового броненосного флота, занявшего третье место в мире.
Контр-адмирал Кн. В. В. Трубецкой, - начальник Черноморской минной бригады.
Капитал 1-го ранга В. П. Русин, - начальник морского генер. Штаба, ближайший сотрудник Имп. Николая II по руководству действиями флотов во время 1-ой Мировой войны.
Контр-адмирал Р. Н. Вирен, последний командующий Тихоокеанской эскадрой.
Контр-адмирал Н. Н. Машуков, - начальник Черноморского флота.
И много других морских деятелей и героев Российского Имп. Флота.

В память 200-летия Морского КК для штатных чинов и кадет 3-х старших рот выпущен этот знак.

Наряду с военно-учебными заведениями России конца XVIII - начала XIX века, выпускавшими офицеров для сухопутных войск, существовал кадетский корпус, который готовил морских офицеров.

Надо сказать, что после смерти Петра I престиж службы на флоте резко упал. Дворяне предпочитали записывать своих сыновей уж если не в кадетские корпуса, то рядовыми в гвардейские пехотные или кавалерийские полки, а не отдавать их в морской флот, где служба была значительно тяжелее и опаснее, чем в сухопутных войсках. Немаловажным обстоятельством было и то, что главной силой в дворцовых переворотах, последовавших после смерти Петра I, выступали сухопутные и гвардейские полки, обладавшие определенным влиянием на верховную власть, чего не имели представители флота.

В 1733 году специальная комиссия рассматривала состояние военно-морских сил. Высказывалась мысль, что «русские подданные, и особливо шляхетство, от морской службы сколь возможно уклоняются и больше стараются служить в сухопутной армии, так как там они скорее имеют случай выслужиться и получить чины, нежели при флоте, где столько случаев не имеют и столько вакансий не бывает». Комиссия предложила ряд мер, чтобы дворянам «к морской службе наивяще охоту подавать». В частности, было рекомендовано перевести дворян - уроженцев Новгородской губернии из Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в Морскую академию. Дело в том, что еще Петр I приказывал набирать на флот людей из Архангельской и Новгородской губерний, так как из них, по его мнению, быстрее можно было сделать хороших моряков.

Верховная власть поддержала комиссию, и 35 дворян - новгородцев поменяли красивые кадетские мундиры на скромные платья гардемарин Морской академии. (К слову сказать, одним из этих «неудачников» был Иван Логинович Голенищев - Кутузов - дядя М.И.Кутузова, впоследствии директор Морского кадетского корпуса). Комиссия также определила, что Морская академия, как и Сухопутный кадетский корпус, должна выпускать офицеров, а не унтер-офицеров, как это практиковалось до последнего времени в Морской академии; да и финансовое довольствие кадет было значительно выше, чем у бедных «академистов», которые, «взирая на подобных себе, обретающихся в кадетском корпусе кадет, которые хотя и не в таких трудных науках обстоят, но во всяком довольстве находятся, бескуражны остаются».

В 1749 году князь Михаил Белосельский подал императрице Елизавете Петровне прошение, в котором между прочим писал: «Гардемарину в научении не менее надлежит быть и по регламенту выучить все науки, как 6 или 7 лет, а потом иметь вступить только в унтер-офицеры, почему и паче кураж к научению и охота к службе простыть и охладенеть может... А понеже служба морская есть многотрудная, охотников же к ней весьма малое число, а ежели смею донести - никого; академия состоит хотя из дворянства, но весьма из небогатого, почти платья и доброго пропитания не имеющего, и следовательно, в большие чины надежды и впредь, по их воспитанию, положить невозможно. Нынешние же офицеры, кои почти все заводу государя императора Петра I (ибо во время императрицы Анны Иоановны академия едва ли не вся переведена была и весьма в малом числе дворян состояла), ежели каким-либо образом отныне от бескуражицы скоро перевестися могут, то в самом деле не без трудности кем исправлять будет морскую службу, понеже в сухопутстве офицера в 3 года доброго получить можно, а морского менее 12 лет достигать невозможно» (Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк.)

Все эти многочисленные обращения в конечном итоге привели к тому, что 15 декабря 1752 года был создан Морской кадетский корпус. В него вошли воспитанники морской академии, дворяне, обучавшиеся в московской Навигацкой школе на Сухаревой башне, в Морской артиллерийской школе и в гардемаринской роте. Здание Морской академии на Васильевском острове и все ее имущество было передано новому военно-учебному заведению. Штат корпуса был определен в 360 воспитанников, которые в строевом отношении делились на три роты, а в учебном на три класса (соответственно в каждой роте и классе было по 120 человек). Воспитанники первого, или выпускного, класса назывались гардемаринами, а второго и третьего кадетами. Из второго класса планировалось выбирать около 30 человек в артиллерийские кадеты. Что касается практического обучения, то предписывалось всех гардемарин и артиллерийских кадет второго класса ежегодно направлять на боевые корабли различных эскадр.

Роты состояли из гардемарин, кадет второго и третьего классов (всех по 40 человек). Из лучших по успеваемости и дисциплине гардемарин в каждой роте назначались каптенармус, подпрапорщик, фурьер, сержанты, капралы и ефрейторы. Командовал ротой капитан 3 ранга, и кроме него в роте были капитан-лейтенант, унтер-лейтенант и прапорщик, который производился из кадетских унтер-офинеров. Из каждой роты, по примеру Сухопутного кадетского корпуса, определялись 13 гренадер, которые отличались от товарищей формой одежды, амуницией и оружием. Каждый воспитанник имел ружье и тесак на поясной портупее с медными пряжками, вторая портупея через левое плечо предназначалась для натронной сумки. В качестве повседневной формы кадетам полагался зеленый сюртук с белым воротником и обшлагами или белый камзол. Все их жалованье вычиталось на обмундирование и питание, а положено было кадетам третьего класса 18 рублей в год, кадетам второго класса - 24 рубля, а гардемаринам и ефрейторам - 30 рублей (но гардемаринам оставляли 6 рублей в год на личные расходы - «для лучшего к трудной морской службе куража и дабы в обучении ревностнее простирались»).

По штатам постоянного состава Морского кадетского корпуса преподавание математических и навигационных наук вели профессор, два преподавателя и при них шесть подмастерьев, а также шесть так называемых «учеников большой астрономии» (из них впоследствии назначались подмастерья). Артиллерии и фортификации обучали два преподавателя и при них два подмастерья. Также предусматривались два преподавателя по «географии, генеалогии и для учения в штиле и в риторике, истории, политике, в морали, геральдике и прочих шляхетских науках». Трудно сказать, как два преподавателя могли справляться с таким количеством учебных курсов, да и неясно, что такое «прочие шляхетские науки»».

Кадеты и гардемарины обучались трем иностранным языкам - французскому, английскому и немецкому, а также рисованию, танцам, фехтованию. В штате кадетского корпуса был предусмотрен и переводчик с латинского языка - для перевода научной технической литературы, которая потом издавалась в корпусной типографии. Типография досталась «по наследству» от Морской академии. В ней издавались материалы не только для нужд корпуса, но и различные книги, пособия, карты по заказам Адмиралтейства (кстати, средства, полученные типографией за выполненные заказы, шли в казну корпуса).

Первым директором Морского кадетского корпуса стал крупный ученый, гидрограф и географ, капитан 1 ранга А.И.Нагаев.

Алексей Иванович был родом из небогатой семьи, унаследовав от своих родителей десять крестьянских дворов. Одиннадцати лет от роду поступил в Морскую академию, выпустился из нее гардемарином и спустя три года стал мичманом. Он быстро рос в званиях и к 1757 году был уже капитан-командором. Плавал на Белом, Балтийском и Каспийском морях, командовал фрегатами «Кавалер» и «Меркурий», серьезно занимался гидрографией Каспийского моря и Финского залива, по служебным журналам экспедиции Беринга составил карты Камчатского моря и американского побережья, в течение шести лет разработал и издал «Атлас Балтийского моря», занимался составлением «Свода морских сигналов». Приняв кадетский корпус и подбирая преподавателей и офицеров, сам реферировал учебники, проводил занятия с воспитанниками, занимался реконструкцией корпусных зданий и даже тем, что заготовлял впрок для кадет обмундирование и продукты питания. В 1760 году Алексей Иванович Нагаев сдал свою должность капитану 1 ранга А.М.Давыдову.

Результаты выпускных экзаменов, которые скрупулезно отмечались в особых экзаменационных тетрадях на каждого выпускника, свидетельствуют о том, что в Морском кадетском корпусе того времени будущие морские офицеры получали основательные теоретические знания и практические навыки.

В том, что учащиеся отлично отвечали на многочисленные и, надо сказать, совсем не простые вопросы, большая заслуга преподавателей Морского кадетского корпуса, многие из которых перешли из Морской академии. Мы уже упоминали некоторых из них. Но хочется хотя бы кратко рассказать еще об одном - Николае Гавриловиче Курганове. Будучи учеником академии, в 1718 году он уже помогал своему учителю Бухарину вести занятия и за это получал «к 5 рублям месячного жалованья 2 рубля прибавки»». Этот Курганов проявлял недюжинные способности не только в математических и навигационных науках, но и в иностранных языках. Он так глубоко изучил, например, французский язык, что перевел с него книгу «Элементы геометрические, физическая астрономия и часть Светильника морского (лоции)». Кроме того, успешно осваивал немецкий язык и латинский, причем на латыни читал книги по астрономии. Посланный с профессором Гришиным из Академии наук в экспедицию для астрономических наблюдений, столь хорошо зарекомендовал себя, что академия официально просила Морской корпус о переводе к ним Курганова «навечно». Однако командование Морского кадетского корпуса не захотело расстаться с молодым ученым, назначив его «подмастерьем математических и навиганких наук с жалованием по 180 рублей в год». В 1755 году он представил в Адмиралтейств - коллегию свою «Универсальную арифметику, содержащую основательное учение, как легчайшим способом разные вообще случающиеся, математике принадлежащие арифметические и алгебраические выкладки производить». После хвалебного отзыва на эту работу профессора Попова по решению Адмиралтейств - коллегий книга была издана «на кошт его, Курганова» в 1757 году, отчасти заменив «Арифметику» Леонтия Магницкого.

Крупные изменения произошли в Морском кадетском корпусе в 1761 году, когда туда был назначен капитан-лейтенант Иван Логинович Голепищев - Кутузов, так как «он в здоровье еще слаб и в кампании быть не может, а при корпусе быть ему можно, и Коллегия усматривает его к тому за способного». В скором времени он получил звание капитана 2 ранга. На представлении Адмиралтейств - коллегий по назначению нового директора Морского кадетского корпуса Екатерина II написала: «Капитану 2 ранга Голенищеву - Кутузову быть в оном корпусе впредь до указу вместо положенного по штату капитана 1 ранга... и помянутому Кутузову от интенданта Давыдова Морской шляхетский кадетский корпус принять».

Голенищев - Кутузов родился в семье лейтенанта флота и в тринадцать лет был определен в Сухопутный шляхетский корпус, откуда, как уже говорилось, его перевели и Морскую академию.

В 1743 году он произведен в гардемарины, а в 1746 году - в мичманы. Два года служил пол командованием Нагаева, занимался вместе с ним гидрографией Финского залива, в качестве командира судна совершал переходы из Кронштадта в Архангельск и обратно, потом по болезни был направлен в годичный отпуск, после которого и получил назначение в Морской кадетский корпус; в 1763 году он получил звание капитана 1 ранга, а па следующий год - генерал-майора и был официально утвержден в должностях директора Морского шляхетского кадетского корпуса, генерал - интенданта флота и члена Адмиралтейств - коллегий.

Голенищев - Кутузов, как и Нагаев, прекрасный моряк, в отличие от своего бывшего командира не был кабинетным ученым. Иван Логинович был превосходно воспитан, в совершенстве владел французским и немецким языком, страстно любил русскую литературу - в его доме собирались известные ученые, художники, писатели и поэты. Словом, это был светский человек, использовавший свои знания, дипломатические способности, родственные связи, благоволение императрицы Екатерины II для повышения престижа морской службы и улучшения подготовки флотских офицеров. Если Нагаев когда-то тратил много времени и здоровья на бесконечные тяжбы с Адмиралтейств - коллегией, то Иван Логинович стал членом этого всемогущего флотского управленческого органа и, заняв там подобающее место, уже спокойно мог решать многие проблемы, которые раньше казались просто неразрешимыми.

Продолжение следует...

 

Возможно, будет полезно почитать: