Жилище человека особенности жизнеобеспечения жилища. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища человек. Самостоятельная работа в группах

Урок 1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Цель урока. Систематизировать знания учащихся по осо­бенностям жизнеобеспечения современного дома (квартиры) в городе, обратить внимание на необходимость строгого со­блюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи урока:

1. Образовательные: Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций в жилище, познакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций в квартире

2. Развивающие: умение учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания.

3. Воспитательные:

Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в собственном доме.

Продолжить формирование универсальных учебных действий:

познавательных УУД: умения выбрать главное из текста учебника;

регулятивных УУД: развитие умений целеполагания, планирования, рефлексии;

личностных УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

коммуникативных УУД: умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.

Предметные результаты:

1 . знают о городе как месте проживания человека, об особенностях жизнеобеспечения жилища

Метапредметные результаты:

    понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    выдвигать предположения и доказывать их;

    уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость ответственного, бережного отно­шения к окружающей среде

Тип урока: усвоение новых знаний.

Структура урока

I. Организационный этап..........................................................................5 мин.

II. Мотивация учебной деятельности........................................................2 мин.

III. Актуализация опорных знаний.............................................................3 мин.

IV. Первичное усвоение новых знаний. ......................................................15мин.

V Первичная проверка понимания...............................................................5 мин.

VI. Первичное закрепление. ....................................................................... 10 мин.

VII. Домашнее задание.................................................................................2 мин.

VII. Подведение итогов урока.....................................................................3 мин.

Ход урока

I. Организационный этап . Приветствие. Мотивация.

II. Мотивация учебной деятельности.

Шарада. Назовите формулу безопасности.

III . Актуализация опорных знаний.

    Проверка домашнего задания.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь? Формирование темы урока.

Вот мой дом, моя квартира,

Здесь учусь, играю, сплю.

Вы ответьте мне, ребята,

В безопасности живу?

Применение технологии «кластер». Построение кластера урока для постановки цели и задач урока совместного с обучающимися. Обучающиеся называют цели и

задачи урока.

Выявление затруднений.

    Метод ассоциативного ряда. Жилище человека.

    Рассказ с элементами беседы.

Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, постоянно совершенствовал жилище, пытаясь его обеспечить всем необходимым.
И человек многого достиг. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас.

    Метод свободного микрофона. Как современный быт отличается от быта наших предков?

    Рассказ с элементами беседы.

Трудно было древнему человеку. Ветхое жилье или пещера. Костер служил освещением, средством приготовления пищи и обогревом. Сможет ли человек долго прожить в таких условиях?

Мысленно перенесёмся на 100 лет назад, в начало XX в., и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека. В доме была печь, которая его обогревала. Для того чтобы поддерживать тепло, необходимо было запасать дрова и топить ими печь. Пища также готовилась на огне в печи. Комнаты в большинстве домов освещались керосиновыми лампами, туалет был на улице. Умывались из рукомойников, воду в дом носили из колодцев или уличных колонок. Хранилась вода в вёдрах или бочках. Иными словами, требовалось много времени и сил для создания нормальных условий быта.

Работа в парах. Назвать основные бытовые приборы, используемые горожанином в повседневной жизни.

Вывод. Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована. Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура. Насыщение жилища различными приборами потребовало от человека другого отношения к своему дому и иных обязанностей по отношению к нему. Чтобы обезопасить себя и своё жилище при использовании оборудования и приборов, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации. Несоблюдение этих правил может привести к опасным ситуациям, к беде.

V Первичная проверка понимания

Работа в группах . Какие опасности могут быть дома? Составить схему: опасности на кухне, в ванне, в комнатах.

Работа с пословицей. «МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ» . А всегда ли мы выполняем обязательные правила безопасности?

    Рассказ с элементами беседы.

Нарушение правил электробезопасности может привести к электротравмам и пожару.

Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электробытовыми приборами, при хранении и использовании горючих и легковоспламеняющихся веществ может привести к пожару.

Нарушение правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к затоплению своей квартиры, квартир соседей.

Правила безопасного поведения в быту подробно изложены в главе 2. А здесь мы отметим следующее: чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии, чтобы снизить риск возникновения опасных ситуаций в доме и неприятных и даже трагических последствий, необходимо в нём поддерживать постоянный порядок. Нужно помогать родителям в уборке комнат, всегда держать в определённом месте свои учебники, спортивный инвентарь. Если нужно использовать тот или иной прибор, надо вспомнить или, если это новый прибор, вместе с родителями изучить правила его эксплуатации.

Метод мозгового штурма. Назвать основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире.

Вывод: Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире:

Небрежность (незакрытый кран, не выключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту);

Неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;

Неосторожное обращение с огнем, газом и химическими препаратами;;

Криминальные ситуации (взлом, ограбление).

Опасные ситуации случаются в квартире. Чаще всего - это:

Пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);

Взрыв газа (утечка газа, не выключенная плита);

Затопление (неисправный водопровод или включенная в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина);

Отравление (газом или химическими препаратами);

Поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);

Разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

VI. Первичное закреплениеОбобщение и систематизация знаний .

    Работа с учебником. Задание. Проверь себя.

    Объяснить пословицы и проиллюстрировать их примерами.

А) «Выиграешь секунду – потеряешь жизнь»

Б) «Беда вымучит, беда и вылечит»

    Заполнить таблицу «Источники опасных ситуаций в жилище и их причины»

Фронтальный опрос. Вопросы :

    Какое оборудование и бытовые приборы имеются в ва­шем доме (квартире)?

    Какие правила соблюдаются в вашем доме (квартире) при пользовании различными электрическими, газовыми и други­ми приборами?

    Какие случаи поломки бытовых приборов были в вашей жизни и как вели себя взрослые в этих ситуациях?

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия « Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?»

    Домашнее задание

    Изучить § 1.2 учебника и подготовить ответы на постав­ленные вопросы.

    Выполнить задания в дневнеке безоасности.

ОТГАДАЙ ШАРАДУ :

СИТУАЦИИ ОПАСНЫЕ И ПРЕДВИДЕТЬ МОЖНО

Урок по ОБЖ с учащимися 5 класса (ФГОС)
Тема: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища»

Продолжение учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: Лекция, беседа.
Цели и задачи учебного занятия:
Обучающая: Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций в жилище, ознакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций в квартире.
Развивающая: Составить с учащимися перечень возможных аварийных и опасных ситуаций в жилище.
Воспитывающая: Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в собственном доме.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.
Дидактические материалы: Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», мультимедийная презентация «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2008, «Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя». – М.: ТЦ Сфера, 2003

ХОД УРОКА

I этап учебного занятия: приветствие
Цель Задачи Длительность
Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся для беседы 1 минут

Слово учителя: Здравствуйте, дети! Садитесь. Я рад приветствовать вас на нашем уроке «Основы безопасности жизнедеятельности. На прошлом уроке мы начали с вами с того где мы живем и какие опасности нас с вами подстерегают. Вы все выполнили домашнее задание и прочитали параграф нашего замечательного учебника. Здороваются с учителем, садятся.

Слушают учителя.

II этап учебного занятия повтор пройденного материала (тестирование, вопросы)
Цель Задачи Длительность
Проконтролировать разными способами усвоение материала прошлого урока Закрепить полученные знания на предыдущем уроке. Выявить недостатки в усвоении пройденного материала 5 минут
Деятельность учителя Деятельность учеников
Обращение учителя к ученикам:
(слайд 2) Вы, наверное, помните, что на прошлом уроке мы говорили о городе и его опасностях? (щелчок мыши) Отлично! Тогда я вам предлагаю ответить на вопросы маленького теста (щелчок мыши)
Вставьте правильно в таблицу из предложенных вариантов источники опасности и зоны повышенной опасности Раздаточный материал «Тест»
(слайд 3)А вот так вы должны были выполнить задание (щелчок мыши). Те, кто не допустил ни одной ошибки, могут в графе оценок поставить себе «5», две ошибки «4». Все остальные, надеюсь, смогут подготовиться в следующий раз к уроку немного лучше. Дети слушают, берут раздаточный материал с текстом, подписывают контрольный лист и
(слайд 4) Ну. А теперь, разделившись на группы, попробуйте отгадать такую загадку. (щелчок мыши)
Из предложенных слов составьте предложение с одним из правил безопасности и запишите его в тетрадь.
(слайд 5) (Через 1 минуту) Отлично! Вы справились с заданием и хорошо запомнили одно из правил безопасности «Опасные ситуации можно и нужно предвидеть». Дети, разделившись на группы по 4 человека, пытаются из предложенных слов составить предложение.

II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока
Цель Задачи Длительность
В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока 1 минуты
Деятельность учителя Деятельность учеников
(слайд 6) Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Предыдущая тема усвоена Вами хорошо.
А теперь послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь?
Вот мой дом, моя квартира,
Здесь учусь, играю, сплю.
Вы ответьте мне, ребята,
В безопасности живу?
Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о безопасности нашего жилища. Дети слушают стихи и пытаются понять тему урока. Те, кто понял, поднимают руки и отвечают учителю.
(слайд 7) Итак, тема нашего урока «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища». Сегодня мы с вами узнаем, какие опасности нас поджидают в родном доме, узнаем их причины, попытаемся научиться их предвидеть. Дети записывают тему урока в тетрадь.
III этап учебного занятия: изучение нового материала
Цель Задачи Длительность
Ознакомить учащихся с основными опасностями в жилище Научить предвидеть и объяснять причины опасностей 33 минуты
Деятельность учителя Деятельность учеников
Слово учителя: Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, постоянно совершенствовал жилище, пытаясь обеспечить его всем необходимым.
(слайд 8) Трудно было древнему человеку. Ветхое жилье или пещера. Костер служил освещением, средством приготовления пищи и обогревом. Сможет ли человек долго прожить в таких условиях? Дети слушают рассказ учителя.
Отвечают на поставленный вопрос.
Слово учителя: И человек многого достиг. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас. Мысленно перенесемся на 100 лет назад, в начало XX века, и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека.
(слайд 9) В доме была печь, с необходимым запасом дров. Пища готовилась на огне в печи. Комнаты освещались керосиновыми лампами, а туалет был на улице. Умывались из рукомойников, а воду для него и для других нужд носили из колодцев. Хранилась вода в ведрах или бочках. Как думаете, много времени и сил требовалось человеку для создания нормальных условий быта? Дети слушают рассказ учителя.
Отвечают на поставленный вопрос.

Слово учителя: (слайд 10) Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована.

Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура. Дети слушают рассказ учителя.

Слово учителя (слайд 11) Дает определение жилища, особенности его жизнеобеспечения. Дети слушают и записывают

Слово учителя: Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
(слайд 12) «Мой дом – моя крепость» - гласит известная поговорка. (щелчок мыши) А всегда ли мы выполняем обязательные правила безопасности и какие опасные ситуации нас могут подстерегать дома? Дети слушают рассказ учителя.
(слайд 13): Ваша задача сейчас, разбившись на группы, перечислить как можно больше опасных ситуаций, которые могут возникнуть у нас дома. Пусть 1 группа подумает об опасностях на кухне, 2-я – в ванне, 3-я - в комнатах. Время на обдумывание 1 минута. Дети делятся на группы по рядам и выполняют задание. После 1 минуты самостоятельной работы идет обсуждение поставленного задания.
Слово учителя: (слайд 14) Предлагаю систематизировать наши знания и заполнить таблицу «Источники опасных ситуаций в жилище и их причины».
(Учитель называет источники и причины опасных ситуаций в доме). Дети в тетрадях рисуют таблицу (можно воспользоваться раздаточным материалом «Таблица. Источники опасных ситуаций в жилище и их причины»). Записывают источники и причины опасных ситуаций в таблицу.

IV этап учебного занятия: заключительный, подведение итогов
Цель Задачи Длительность
Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места Поставить задачи на следующий урок. Дать домашнее задание
5 минут
Деятельность учителя Деятельность учеников
(слайд 15) Задумывались ли вы раньше о том, сколько опасных ситуаций может возникнуть у нас под боком, в нашем жилище?
Давайте вспомним, какие правила безопасного поведения мы с вами знаем, Правильно!
1. Предвидеть опасность.
2. По возможности избегать ее.
3. При необходимости действовать.
4. Бороться до последнего. Дети отвечают на поставленные вопросы.
Слово учителя: (слайд 16) Ну, а теперь время пришло дать домашнее задание. Объясните пословицы и попробуйте проиллюстрировать ее примерами.
1 вариант – «Выиграешь время – потеряешь жизнь»
2 вариант – «Беда вымучить, беда и вылечить».
И, конечно, вы почитаете наш замечательный учебник, стр. 14-17.
(слайд 17) На этом наш урок окончен. Берегите себя! Дети записывают домашнее задание.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Цель: познакомить с особенностями жизнеобеспечения жилища человека; обратить внимание на опасные ситуации, возникающие при нарушении правил использования оборудования и бытовых приборов.

Человек постоянно совершенствовал своё жилище

Каковы были условия жизни в городских и сельских домах в начале ХХ века?

Условия жизни сельского жителя.

Что представляет собой современный быт горожанина?

Бытовая техника в жизни человека

Насыщение жилища различными бытовыми, электрическими и газовыми приборами, аудио- и видеоаппаратурой требует от человека соблюдения правил их эксплуатации. Несоблюдение этих правил может привести к беде!

Нарушение правил электробезопасности может привести к электротравмам и пожару.

Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электробытовыми приборами, при хранении и использовании горючих и легковоспламеняющихся веществ может привести к пожару.

Нарушение правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к затоплению своей квартиры или квартиры соседей.

Запомните! Чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии, чтобы снизить риск возникновения опасных ситуаций в доме и неприятных и даже трагических последствий, необходимо в нём поддерживать постоянный порядок. При необходимости использования того или иного прибора надо вспомнить или, если это новый прибор, вместе с родителями изучить правила его эксплуатации.

Вопросы для повторения: Какие электрические бытовые приборы есть в вашей квартире (доме) и для чего они служат? Расскажите, как пользоваться бытовыми приборами, которые есть в вашем доме. Какие признаки могут свидетельствовать о выходе из строя бытового прибора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами, для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса

Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска. Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-1.jpg" alt=">Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища ">

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-2.jpg" alt="> Человек многого достиг в достижении комфорта. Современный быт очень сильно отличается от быта"> Человек многого достиг в достижении комфорта. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас. Мысленно перенесемся на 100 лет назад, в на чало. XX в. , и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека.

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-4.jpg" alt="> В доме была печь, которая его обогревала. Для того чтобы поддерживать тепло, необходимо"> В доме была печь, которая его обогревала. Для того чтобы поддерживать тепло, необходимо было запасать дрова и топить ими печь. Пища также готовилась на огне в печи. Комнаты в большинстве домов освещались керосиновыми лампами, туалет был на улице. Умывались из рукомойников, воду в дом носили из колодцев или уличных колонок. Хранилась вода в ведрах или бочках.

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-6.jpg" alt="> Иными словами, требовалось много времени и сил для создания нормальных условий быта. Сегодня"> Иными словами, требовалось много времени и сил для создания нормальных условий быта. Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована. Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые, электрические и газовые приборы

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-8.jpg" alt="> Насыщение жилища различными приборами потребовало от человека другого отношения к своему дому и"> Насыщение жилища различными приборами потребовало от человека другого отношения к своему дому и иных обязанностей по отношению к нему. Чтобы обезопасить себя и свое жилище при использовании оборудования и приборов, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации. Несоблюдение этих правил может привести к беде.

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-10.jpg" alt=">Нарушение правил электробезопасности может привести к электротравмам и пожару. ">

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-11.jpg" alt="> Правила пожарной безопасности л и"> Правила пожарной безопасности л и е прави арушен ри Н пас ности п ми ой безо тробытовы пожарн ии элек н и п ользова хр анении ми, прибора ании в и спользо и х горючи ющихся. с пламеня вести к пожару легково ожет при м веществ

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-12.jpg" alt="> Правила эксплуатации Нарушение правил эксплуатации водопровода и канализации может привести"> Правила эксплуатации Нарушение правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к затоплению своей квартиры, квартиры соседей.

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-13.jpg" alt="> Снизить риск Чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии,"> Снизить риск Чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии, чтобы снизить риск возникновения опасных ситуаций в доме и неприятных и даже трагических последствий, необходимо в нем поддерживать постоянный порядок. В этом есть и часть ваших обязанностей: нужно помогать родителям в уборке комнат, всегда держать в определенном месте свои учебники, спортивный инвентарь.

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-15.jpg" alt="> Правила эксплуатации При необходимости использования того или иного прибора надо вспомнить или,"> Правила эксплуатации При необходимости использования того или иного прибора надо вспомнить или, если это новый прибор, вместе с родителями изучить правила его эксплуатации

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-16.jpg" alt="> Выводы: Вы узнали, что: человек многого"> Выводы: Вы узнали, что: человек многого достиг в достижении комфорта; в начале XX века требовалось много времени и сил для создания нормальных условий быта; при использовании бытовых приборов надо соблюдать правила эксплуатации.

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 5

Тема: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища»

Продолжение учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: Лекция, беседа.

Цели и задачи учебного занятия:

    Обучающая : Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций в жилище, ознакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций в квартире.

    Развивающая: Составить с учащимися перечень возможных аварийных и опасных ситуаций в жилище.

    Воспитывающая: Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в собственном доме.

Оборудование : кабинет ОБЖ с мультимедийным проектором, ноутбуком или стационарным компьютером.

Дидактические материалы : Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», мультимедийная презентация «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2008, «Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя». – М.: ТЦ Сфера, 2003

Ход учебного занятия

I этап учебного занятия: приветствие

Цель

Задачи

Длительность

Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала

Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся для беседы

1 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слово учителя: Здравствуйте, дети! Садитесь. Я рад приветствовать вас на нашем уроке «Основы безопасности жизнедеятельности. На прошлом уроке мы начали с вами с того где мы живем и какие опасности нас с вами подстерегают. Вы все выполнили домашнее задание и прочитали параграф нашего замечательного учебника.

Здороваются с учителем, садятся.

Слушают учителя.

II этап учебного занятия повтор пройденного материала (тестирование, вопросы)

Цель

Задачи

Длительность

Проконтролировать разными способами усвоение материала прошлого урока

Закрепить полученные знания на предыдущем уроке. Выявить недостатки в усвоении пройденного материала

5 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам:

(слайд 2) Вы, наверное, помните, что на прошлом уроке мы говорили о городе и его опасностях? (щелчок мыши ) Отлично! Тогда я вам предлагаю ответить на вопросы маленького теста (щелчок мыши )

Вставьте правильно в таблицу из предложенных вариантов источники опасности и зоны повышенной опасности Раздаточный материал «Тест»

(слайд 3) А вот так вы должны были выполнить задание (щелчок мыши ). Те, кто не допустил ни одной ошибки, могут в графе оценок поставить себе «5», две ошибки «4». Все остальные, надеюсь, смогут подготовиться в следующий раз к уроку немного лучше.

Дети слушают, берут раздаточный материал с текстом, подписывают контрольный лист и

(слайд 4) Ну. А теперь, разделившись на группы, попробуйте отгадать такую загадку. (щелчок мыши)

Из предложенных слов составьте предложение с одним из правил безопасности и запишите его в тетрадь.

(слайд 5) (Через 1 минуту) Отлично! Вы справились с заданием и хорошо запомнили одно из правил безопасности «Опасные ситуации можно и нужно предвидеть».

Дети, разделившись на группы по 4 человека, пытаются из предложенных слов составить предложение.

II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока

Цель

Задачи

Длительность

В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока

1 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

(слайд 6) Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Предыдущая тема усвоена Вами хорошо.

А теперь послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь?

Вот мой дом, моя квартира,

Здесь учусь, играю, сплю.

Вы ответьте мне, ребята,

В безопасности живу?

Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о безопасности нашего жилища.

Дети слушают стихи и пытаются понять тему урока. Те, кто понял, поднимают руки и отвечают учителю.

(слайд 7) Итак, тема нашего урока «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища». Сегодня мы с вами узнаем, какие опасности нас поджидают в родном доме, узнаем их причины, попытаемся научиться их предвидеть.

Дети записывают тему урока в тетрадь.

III этап учебного занятия: изучение нового материала

Цель

Задачи

Длительность

Ознакомить учащихся с основными опасностями в жилище

Научить предвидеть и объяснять причины опасностей

33 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слово учителя: Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, постоянно совершенствовал жилище, пытаясь обеспечить его всем необходимым.

(слайд 8) Трудно было древнему человеку. Ветхое жилье или пещера. Костер служил освещением, средством приготовления пищи и обогревом. Сможет ли человек долго прожить в таких условиях?

Отвечают на поставленный вопрос.

Слово учителя: И человек многого достиг. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас. Мысленно перенесемся на 100 лет назад, в начало XX века, и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека.

(слайд 9) В доме была печь, с необходимым запасом дров. Пища готовилась на огне в печи. Комнаты освещались керосиновыми лампами, а туалет был на улице. Умывались из рукомойников, а воду для него и для других нужд носили из колодцев. Хранилась вода в ведрах или бочках. Как думаете, много времени и сил требовалось человеку для создания нормальных условий быта?

Дети слушают рассказ учителя.

Отвечают на поставленный вопрос.

Слово учителя: (слайд 10) Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована.

Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура.

Дети слушают рассказ учителя.

Слово учителя (слайд 11) Дает определение жилища, особенности его жизнеобеспечения.

Дети слушают и записывают

Слово учителя: Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.

(слайд 12) « Мой дом – моя крепость» - гласит известная поговорка. (щелчок мыши) А всегда ли мы выполняем обязательные правила безопасности и какие опасные ситуации нас могут подстерегать дома?

Дети слушают рассказ учителя.

(слайд 13): Ваша задача сейчас, разбившись на группы, перечислить как можно больше опасных ситуаций, которые могут возникнуть у нас дома. Пусть 1 группа подумает об опасностях на кухне, 2-я – в ванне, 3-я - в комнатах. Время на обдумывание 1 минута.

Дети делятся на группы по рядам и выполняют задание. После 1 минуты самостоятельной работы идет обсуждение поставленного задания.

Слово учителя: (слайд 14) Предлагаю систематизировать наши знания и заполнить таблицу «Источники опасных ситуаций в жилище и их причины».

(Учитель называет источники и причины опасных ситуаций в доме).

Дети в тетрадях рисуют таблицу (можно воспользоваться раздаточным материалом «Таблица. Источники опасных ситуаций в жилище и их причины»). Записывают источники и причины опасных ситуаций в таблицу.

IV этап учебного занятия: заключительный, подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места

Поставить задачи на следующий урок. Дать домашнее задание

5 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

(слайд 15) Задумывались ли вы раньше о том, сколько опасных ситуаций может возникнуть у нас под боком, в нашем жилище?

Давайте вспомним, какие правила безопасного поведения мы с вами знаем, Правильно!

    Предвидеть опасность.

    По возможности избегать ее.

    При необходимости действовать.

    Бороться до последнего.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Слово учителя: (слайд 16) Ну, а теперь время пришло дать домашнее задание. Объясните пословицы и попробуйте проиллюстрировать ее примерами.

1 вариант – «Выиграешь время – потеряешь жизнь»

2 вариант – «Беда вымучить, беда и вылечить».

И, конечно, вы почитаете наш замечательный учебник, стр. 14-17.

(слайд 17) На этом наш урок окончен. Берегите себя!

Дети записывают домашнее задание.

 

Возможно, будет полезно почитать: